ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. N 304-КГ17-13768
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром флот" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.12.2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2017 по делу N А70-12978/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром флот" (далее - ООО "Газпром флот", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - управление) о признании незаконным решения аукционной комиссии по проведению открытого аукциона N 14, оформленного протоколом от 14.07.2016 N 14/36.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.12.2016 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
При рассмотрении дела в апелляционном суде в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Тюменской области (далее - прокуратура).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "Газпром флот", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что требование, установленное статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 46 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 230 (далее - Правил), является императивным и не подлежит произвольному толкованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в течение года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи.
Согласно подпункту а пункта 9 Правил, основанием для заключения договора водопользования являются, в частности, протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
В соответствии с пунктом 51 Правил нарушение процедуры организации и проведения аукциона, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными.
Государственным органом были до допущены существенные нарушения при проведении аукциона и по мнению заявителя, не применен закон, подлежащий применению.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как установлено судами, общество в период с 11.05.2012 по 31.12.2015 на основании заключенного с управлением договора водопользования от 11.05.2012 осуществляло использование части акватории Обской губы Карского моря для зимнего отстоя судов, причальной стоянки, производства погрузо-разгрузочных работ.
По истечении срока действия договора водопользования ООО "Газпром флот" подано в управление заявление о предоставлении указанного водного объекта в пользование.
В этой связи управлением - организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru размещено извещение N 241215/2644897/0 о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования с целью использования участка акватории Обской губы Карского моря, расположенного на территории муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа для зимнего отстоя судов, причальной стоянки, производства погрузо-разгрузочных работ.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 22.02.2016 N 14 участниками аукциона признаны ООО "Газпром флот" и предприниматель.
По результатам открытого аукциона, зафиксированным в протоколе от 14.07.2016 N 14/36, победителем признан зарегистрированный участник аукциона - Сафаров М.М.
11.08.2016 между управлением и предпринимателем подписан договор водопользования N 00-150100002-М-ДРБВ-Т-2016-03993/00 сроком действия до 31.12.2020 (далее - договор водопользования).
Полагая, что решение аукционной комиссии по проведению открытого аукциона, оформленное протоколом от 14.07.2016 N 14/36, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из следующего.
В силу статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс).
Вопросы порядка проведения аукциона на право водопользования регулируются положениями статьи 16 Водного кодекса, согласно которым договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (пункт 2).
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Водного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - Правила заключения договора), и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила проведения аукциона).
Согласно пункту 9 Правил заключения договора, основанием для заключения договора водопользования является, в том числе протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона.
Судами установлено, что на участие в аукционе N 14 были поданы две заявки (обществом и предпринимателем), которые соответствовали требованиям аукционной документации.
Учитывая, что начальная цена (61,07 руб.) за предмет аукциона являлась незначительной, как и шаг аукциона (3,05 руб.), аукцион проходил в несколько этапов, по завершению каждого из которых организатором торгов составлялся соответствующий протокол с указанием цены, на которой приостановлен аукцион, а также даты и времени следующего заседания аукционной комиссии.
12.07.2016 протоколом N 14/35 заседания комиссии по проведению открытого аукциона N 14 последняя цена предмета аукциона зафиксирована в размере 35 255,02 руб. на шаге N 11540 (предложенная обществом). Очередное заседание аукционной комиссии было назначено 14.07.2016 в 09 часов 00 минут.
Факт неявки представителя ООО "Газпром флот" 14.07.2016 на заседание аукционной комиссии без предварительного уведомления организатора торгов о своем отсутствии (опоздании), и отсутствие ходатайства о переносе 36-го заседания комиссии на другую дату отражен в протоколе от 14.07.2016 N 14/36 заседания комиссии по проведению открытого аукциона N 14 и обществом не оспаривается.
Учитывая, что на продолжение торгов явился один участник аукциона - предприниматель, изъявив тем самым готовность (желание) и дальше поднимать цену предмета аукциона, суды сочли правомерным заключение комиссией по проведению аукциона с ним договора водопользования на условиях, предусмотренных аукционной документацией, по последней озвученной наиболее высокой цене, зафиксированной в протоколе от 12.07.2016 N 14/35, в рассматриваемом случае нормы подпункта "а" пункта 52 Правил проведения аукциона и пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром флот" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА