ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 марта 2017 г. N 307-ЭС17-537
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу истца - акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2016 по делу N А05-14512/2014, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2016 по тому же делу,
установил:
открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - общество "СППК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Архангельской области в лице Министерства транспорта Архангельской области (далее - министерство транспорта) и Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - министерство финансов) о взыскании 203 822 000 рублей убытков, возникших в 2011 году вследствие причинения вреда бездействием государственных органов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Архангельской области (далее - правительство), Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги (далее - ОАО "РЖД"). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 11.11.2016 указанные судебные акты оставил без изменения.
Акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" обратилось в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты по делу, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
При рассмотрении дела судами установлено, что в соответствии с договором от 01.02.2011 N 01С/2011/ЖД/СППК-98, заключенным между Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области (заказчиком) и обществом "СППК" (исполнителем, перевозчиком), последнее осуществляло транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Архангельской области в соответствии с размерами движения пригородных поездов на 2011 год и согласованными объемами работ; транспортное обслуживание пассажиров осуществлялось перевозчиком по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области - агентством; субсидия, предусмотренная для компенсации выпадающих доходов общества "СППК", образовавшихся вследствие государственного регулирования тарифов, в соответствии с пунктом 3.2 договора и Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ (ред. от 27.05.2011) "Об областном бюджете на 2011 год" составила 48 538 700 рублей и была полностью выплачена истцу. Между тем, посчитав, что фактические расходы от регулярных пассажирских перевозок в пригородном сообщении составили 367 762 486 рублей, общая сумма доходов - 115 422 897 рублей, а сумма убытков - 203 822 000 рублей, общество "СППК" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд, указав, что Архангельская область в лице уполномоченных органов нарушила его право на получение возмещения финансовых потерь, являющихся следствием тарифного регулирования перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом пригородного сообщения со стороны исполнительных органов Архангельской области; убытки общества возникли вследствие незаконного виновного бездействия субъекта Российской Федерации, выразившегося в отказе компенсировать понесенные обществом потери.
На основе установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1, суды пришли к выводам о недоказанности истцом своих требований по праву и размеру, недоказанности наличия условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать акционерному обществу "Северная пригородная пассажирская компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Н.ЗАРУБИНА