ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2018 г. N 66-АПГ17-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 апреля 2017 г. N 66-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2017 год" по апелляционной жалобе Службы по тарифам Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 5 сентября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца - Абоймова С.И., Марченко Ю.А., Родина Е.О., Трубиновой Е.И., представителя Службы по тарифам Иркутской области Патрикеевой А.В., объяснения специалиста Федеральной антимонопольной службы Ночевки Я.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 апреля 2017 г. N 66-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2017 год" в части необходимой валовой выручки открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" строка 1 столбец 3 "НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" таблицы 1 приложения 1 к приказу.
Решением Иркутского областного суда от 5 сентября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам) обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования, пункту 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Одним из долгосрочных параметров регулирования является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Иркутская электросетевая компания" является сетевой организацией и осуществляет передачу электрической энергии потребителям и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Приказом от 26 декабря 2014 г. N 764-спр Службой по тарифам для ОАО "Иркутская электросетевая компания" установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (в настоящее время - уровень потерь электрической энергии) в размере 5,61%.
Этим же приказом для общества установлен долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг.
В отношении регулируемой организации применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
При корректировке тарифа на 2017 год обществом заявлены не учтенные за 2015 год расходы на компенсацию потерь электрической энергии в сетях в размере 1 803 663 000 руб. (разность между фактическими расходами в размере 4 369 134 000 руб. исходя из фактического уровня потерь 6,15% и учтенными в расчете тарифов на 2015 год расходами в сумме 2 565 471 000 руб.).
При принятии оспариваемого нормативного правового акта Служба по тарифам учла в составе необходимой валовой выручки расходы в сумме 1 420 551 000 руб., соответствующие уровню потерь, утвержденному названным приказом и равному 5,61%.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, общество указало, что расходы подлежали включению на уровне фактического объема потерь.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции сделал вывод о том, что не учтенные органом регулирования затраты подлежали включению в состав необходимой валовой выручки на основании пункта 7 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания).
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в течение долгосрочного периода регулирования не пересматриваются, за исключением названных в этой норме случаев.
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям определен Службой по тарифам на основании приказа от 26 декабря 2014 г. N 764-СПР в размере 5,61% в соответствии с прежней редакцией пункта 38 Основ ценообразования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации приказом от 30 сентября 2014 г. N 674, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.
Корректировка расходов на потери в связи с отклонением фактического уровня расходов от утвержденного в долгосрочном параметре регулирования формулами Методических указаний не предусмотрена, в том числе формулой 8, поэтому орган регулирования не принял расходы в заявленном размере.
Данный подход не противоречит введенным в настоящее время абзацу двадцать седьмому пункта 38 и пункту 40(1) Основ ценообразования, а также действующему пункту 11 Методических указаний.
Пунктом 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, установлена обязанность потребителей услуг оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Стимулирование организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по сокращению потерь энергетических ресурсов согласно статье 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является одним из мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Действующее законодательство ограничивает компенсацию регулируемой организации ненормативных потерь электрической энергии за счет потребителей. Возможность включения в состав необходимой валовой выручки ранее не учтенных расходов на следующий период регулирования, предусмотренная пунктом 7 Основ ценообразования, не может применяться произвольно, поскольку организация экономических отношений в сфере установления тарифов направлена на соблюдение соответствующих основополагающих принципов, к числу которых относится и соблюдение баланса экономических интересов, и учет требований к сокращению потерь энергетических ресурсов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 5 сентября 2017 г. отменить, апелляционную жалобу Службы по тарифам Иркутской области - удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" о признании не действующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 апреля 2017 г. N 66-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2017 год" в части необходимой валовой выручки открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" строка 1 столбец 3 "НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" таблицы 1 приложения 1 к приказу - отказать.