ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 310-ЭС17-18508
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.12.2016 по делу N А48-3442/2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2017 по тому же делу,
установил:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и Департамента финансов Орловской области о взыскании 211 573 146 рублей 60 копеек убытков, причиненных противоправными действиями ответчиков по государственному регулированию тарифов на услуги по перевозке в пригородном сообщении в 2013 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по тарифам по Орловской области, Федеральная антимонопольная служба России (правопреемник Федеральной службы по тарифам) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.12.2016 иск удовлетворен в части взыскания с субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента строительства, топливноэнергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ОАО "Центральная ППК" 10 000 000 рублей убытков. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 24.08.2017 указанные судебные акты оставил без изменения.
Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
Отказывая в удовлетворении иска в части, суды пришли к выводу о недоказанности обществом наличия убытков, возникших исключительно в результате государственного регулирования пригородных тарифов, и их размера. При этом судами учтено следующее.
Общество, являясь субъектом естественных монополий, в 2013 году осуществляло перевозку пассажиров по тарифу, установленному приказом Управления по тарифам Орловской области от 17.12.2012 N 1837-т (в размере 16,5 рублей за один тарифный пояс).
В соответствии с экспертным заключением от 27.11.2012 по вопросу установления ОАО "Центральная ППК" тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2013 год, эксперты посчитали необходимым установить тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области с ростом 10% (в размере 16,5 рублей за 1 тарифный пояс), с учетом обеспечения доступности пригородных перевозок и недопущения увеличения нагрузки на бюджет Орловской области, в части выплаты субсидий организациям железнодорожного транспорта, дополнительный доход общества должен составить 11,61 млн. руб. (исходя из планового пассажиропотока на 2013 год) и, следовательно, выпадающие доходы составят 18,83 млн. руб. По экспертному заключению, компании обеспечивается безубыточность работы на территории Орловской области.
Посчитав, что приказ от 17.12.2012 N 1837-т противоречит нормам действующего законодательства, ОАО "Центральная ППК" обратилось в Орловский областной суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Орловского областного суда от 27.12.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2015 N 37-АПГ14-2, в удовлетворении заявления отказано, поскольку тариф является экономически обоснованным, установленным с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, с учетом баланса экономических интересов субъекта естественных монополий и потребителей данных услуг.
Также судами установлено, что услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области в 2013 году истец (исполнитель) оказывал на основании договора от 26.12.2012 N 290-Д/12, заключенного с Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (заказчиком). По условиям договора исполнитель взял обязательство осуществлять транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области согласно размеру объема перевозок, определенных заказчиком, в соответствии с Приложением 1 к указанному договору с установлением платы за транспортное обслуживание пассажиров на основании тарифа, установленного Управлением по тарифам Орловской области. Заказчик, в свою очередь, обязался предоставить из бюджета Орловской области в период действия договора субсидии в виде ежеквартальной компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Орловской области, предусмотренных договором, в пределах лимитов бюджетной обеспеченности, установленной Законом Орловской области от 07.12.2012 N 1431-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в сумме 20 000 000 рублей.
Законом от 07.12.2012 N 1431-ОЗ для общества предусматривалась субсидия в сумме 20 000 000 рублей.
В счет компенсации потерь от перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Орловской области в 2013 году по установленным в Орловской области тарифам Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области были перечислены в ОАО "ЦППК" денежные средства в размере 10 000 000 рублей.
Полагая, что в 2013 году выполнение им перевозок пассажиров железнодорожным транспортом по установленному тарифу привело к возникновению убытков в размере 201 573 146 рублей 60 копеек, определенных как разница между размером фактических затрат на осуществление перевозок и размером полученных от указанной деятельности доходов и возмещенных потерь в доходах перевозчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1, суды пришли к выводам, что Орловская область приняла на себя обязательства по возмещению убытков, возникших вследствие регулирования тарифов, в размере, установленном договором N 290-Д/12, компенсация перевозчику потерь в доходах производится на основании договора, заключенного между организацией железнодорожного транспорта и департаментом, компенсация частично перевозчику выплачена, в связи с чем с учетом условий договора убытки подлежат взысканию в сумме 10 000 000 рублей, что соответствует требованиям постановления Правительства Орловской области от 29.12.2010 N 461, которым утвержден Порядок предоставления соответствующих субсидий (постановление в установленном порядке не оспорено и не признано недействующим).
Истец не оспаривал размер предусмотренных в областном бюджете денежных средств, с предложением о внесении изменений в Закон Орловской области от 07.12.2012 N 1431-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с целью увеличения размера субсидии не обращался, с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договора в целях увеличения размера компенсации, а также с предложением о его расторжении в связи с наличием убытков истец также не обращался.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать открытому акционерному обществу "Центральная пригородная пассажирская компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Н.ЗАРУБИНА