ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2018 г. N 305-КГ17-21559
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усадьба Бергов" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2017 по делу N А41-83888/2016
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Усадьба Бергов" (далее - ООО "Усадьба Бергов", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество, министерство), выразившееся в не рассмотрении заявлений ООО "Усадьба Бергов" по предоставлению в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190402:10, 50:26:0190402:11, 50:26:0190402:12, 50:26:0190402:13, 50:26:0190402:14; обязать Минмособлимущество принять решения о предоставлении ООО "Усадьба Бергов" вышеназванных земельных участков в собственность за плату в течение 10 (десяти) календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда; обязать Минмособлимущество в течение 20 (двадцати) дней с даты принятия решения суда подготовить и направить заявителю проекты договоров купли-продажи вышеперечисленных земельных участков.
К участию в деле привлечены Управление Росреестра по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Московской области, Департамент культурного наследия города Москвы, Главное управление культурного наследия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.05.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2017, признано незаконным бездействие Минмособлимущества, выразившееся в не рассмотрении заявлений ООО "Усадьба Бергов" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190402:10, 50:26:0190402:11, 50:26:0190402:12, 50:26:0190402:13, 50:26:0190402:14. Минмособлимущество обязано рассмотреть заявления общества от 15 августа 2016 года и от 13 сентября 2016 года о предоставлении в собственность указанных выше земельных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части определения последствий незаконности бездействия, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, в обжалуемой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы судов противоречат разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которым в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключении я договора купли-продажи, а соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не боле чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренного статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1)осуществляет подготовку проектов договора купли- продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решении е заявителю;
3)принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
Общество обратилось в Минимущество с заявлениями о выкупе земельных участков 15.08.2016 и 13.09.2016.
Необходимость установления сервитута для прохода к объекту культурного наследия не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка согласно статьям 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень таких оснований.
Соответствие площади и конфигурации испрашиваемых участков нормативам предоставления земельных участков и требованиям безопасности подтверждается заключением эксперта ООО "Столичный центр экспертизы и оценки Сулима Н.М. N 03-03\17 от 03.04.2017; невозможность раздела земельных участков с целью исключения из них охранных зон инженерных сетей - заключением кадастрового инженера Барышникова Р.Б. N 17-04\ЗЭ-17
Констатация судами только наличия у Минимущества обязанности рассмотреть заявления о выкупе земельных участков не может рассматриваться как восстановление прав и законных интересов заявителя по смыслу статьи 201 АПК РФ.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов и установлено судами, между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Промжилстрой" 17 июля 2002 года был заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190402:10, 50:26:0190402:11, 50:26:0190402:12, 50:26:0190402:13, 50:26:0190402:14.
На основании договора купли-продажи имущества и передачи прав по договорам аренды земельных участков от 15 мая 2015 года, заключенного между ООО "Промжилстрой" и ООО "Усадьба Бергов", право аренды на указанные участки перешло к заявителю.
На участке с кадастровым номером 50:26:0190402:10 расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:1058, площадью 195,9 кв. м, расположенный по адресу ул. Пихтовая аллея, д. 1А, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:89, площадью 825,2 кв. метра, расположенный по адресу ул. Пихтовая аллея, д. 1, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:87, площадью 428,5 кв. метров, расположенный по адресу ул. Пихтовая аллея, д. 5, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:84, площадью 612,8 кв. метров, расположенный по адресу ул. Пихтовая аллея, д. 3.
На участке с кадастровым номером 50:26:0190402:11 расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:689 площадью 824,3 кв. метра, расположенный по адресу ул. Пихтовая аллея, д. 6, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:1052, площадью 956 кв. метров, расположенный по адресу Каретный проезд, д. 1, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:452, площадью 507,8 кв. метров, расположенный по адресу Каретный проезд, д. 3, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:85 площадью 451,3 кв. м, расположенный по адресу Водовзводный пр., д. 4, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:18, площадью 451,8 кв. м, расположенный по адресу ул. Адамовича, д. 1.
На участке с кадастровым номером 50:26:0190402:12 расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером 77:18:0000000:37250, площадью 451,8 кв. м, расположенный по адресу Каретный проезд, д. 6, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0000000:33814 площадью 958,6 кв. метров, расположенный по адресу Каретный проезд, д. 2, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:468, площадью 916,7 кв. метров, расположенный по адресу ул. Адамовича, д. 17, жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:433, площадью 455,3 кв. метра, расположенный по адресу ул. Адамовича, д. 11.
На участке с кадастровым номером 50:26:0190402:13 расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:685, площадью 478 кв. метров, расположенный по адресу Водовзводный пр., д. 1.
На участке с кадастровым номером 50:26:0190402:14 расположен жилой дом с кадастровым номером 77:18:0190402:683 площадью 509,9 кв. метров, расположенный по адресу Водовзводный пр., д. 2.
ООО "Усадьба Бергов" как собственник указанных выше объектов, обратилось в Министерство имущественных отношений с следующими заявлениями: от 15 августа 2016 года по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:10, от 13 сентября 2016 года по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:11, от 13 сентября 2016 года по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:12, от 13 сентября 2016 года по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:13, от 13 сентября 2016 года по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:14.
В связи с отсутствием ответа в установленный законом срок, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Минмособлимущества и обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность.
Исследовав и оценив доказательства, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о незаконности бездействия Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в отсутствии рассмотрения заявлений ООО "Усадьба Бергов" по предоставлению в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190402:10, 50:26:0190402:11, 50:26:0190402:12, 50:26:0190402:13, 50:26:0190402:1, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судами установлен факт неисполнения Минмособлимуществом требований статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не рассматривая заявления Общества о предоставлении указанных выше земельных участков в собственность, Минмособлимущество не приняло решение по существу, не рассмотрело данные заявления, в связи с чем у судов не имелось правовых оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности принять решение по существу о предоставлении Обществу в собственность за плату испрашиваемых земельных участков.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Усадьба Бергов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА