ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 55-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пшеничникова Б.В. и Старцева В.А. о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 16 декабря 2016 г. N 4-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2017 год", по апелляционным жалобам Пшеничникова Б.В. и Старцева В.А. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 06 июня 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пшеничников Б.В. и Старцев В.А. обратились в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением (уточненным в процесс рассмотрения спора) о признании недействующими пунктов 1, 1.1, 2, 2.1 приложения N 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 16 декабря 2016 г. N 4-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2017 год" (далее - приказ от 16 декабря 2016 г. N 4-э), а также вводные положения данного приказа.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 06 июня 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пшеничников Б.В. и Старцев В.А. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционных жалоб Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия и прокуратура Республики Хакасия представили возражения.
В судебное заседание заявители, представители Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, прокуратуры Республики Хакасия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам 1 и 1.1 приложения 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 16 декабря 2016 г. N 4-э на период с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. установлен одноставочный тариф в размере 1,99 руб./кВт.ч и на период с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - в размере 1,99 руб./кВт.ч, в том числе для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Пунктами 2 и 2.1 названного приказа установлен одноставочный тариф на период с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. в размере 1,34 руб./кВт.ч и на период с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 1,39 руб./кВт.ч, для потребителей, в том числе для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
По мнению административных истцов пункты 1, 1.1, 2 и 2.1 оспариваемого приказа противоречат Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьям 2, 4, 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 25, 27 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункту 8.2.5 Свода правил СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы", поскольку допускают установление электроснабжающими организациями повышенного тарифа на электроэнергию для жителей многоквартирных домов, жилые помещения в которых не оборудованы в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в том числе в части расходов на содержание общего имущества жилого дома. Кроме того, заявители полагали, что вводная часть приказа от 16 декабря 2016 г. N 4-э противоречит действующему законодательству, поскольку не содержит ссылок на вышеуказанные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифообразования в электроэнергетике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в том числе в части установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы (в случае, если в Республике Хакасия принято решение об установлении социальной нормы потребления) в соответствии с пунктами 1.1, 2.1.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 г. N 372, является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет по тарифам).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178), которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утвержденных Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Также понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
Приказом Госкомитета по тарифам от 16 декабря 2016 г. N 4-э на 2017 год установлены понижающие коэффициенты в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах и домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками и приравненных к нему категорий потребителей, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненного к нему категорий потребителей, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомитета по тарифам от 16 декабря 20165 г. N 6 и приложением 1 к нему.
Величина указанных в оспариваемых пунктах приказа от 16 декабря 2016 г. N 4-э цен (тарифов) не выходит за пределы установленных приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2016 г. N 1599а/16 предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Хакасия на 2017 год.
С учетом изложенного, оспариваемый приказ соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1178, имеющему большую юридическую силу.
Довод апелляционных жалоб о том, что плиты и отопительные приборы должны быть приравнены к стационарным электроплитам и (или) электроотопительным установкам является несостоятельным, поскольку единственными предусмотренными законодательством основаниями, определяющими возможность применения понижающего коэффициента, являются: проживание потребителей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; проживание потребителей в сельской местности. Место проживания административных истцов в городе Абакан в многоквартирных домах, в которых для бытовых нужд и отопления жителей используются пропан-бутановая смесь и печи на твердом топливе, что не соответствует ни одному из приведенных выше критериев, определяющих возможность применения к тарифу на электрическую энергию понижающего коэффициента.
Доводы административных истцов о том, что приказ является недействительным в силу отсутствия во вводной части ссылки на Федеральные законы "О газоснабжении", "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" основан на неверном толковании и применении заявителями нормативных правовых актов.
Согласно вводной части оспариваемого приказа, он принят в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере электроэнергетики, в том числе правоотношения, возникающие между поставщиками и потребителями электрической энергии (мощности).
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 06 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Пшеничникова Бориса Викторовича и Старцева Вадима Аркадьевича - без удовлетворения.