ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2019 г. N 48-АПА19-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" о признании не действующим в части постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 7 марта 2019 г. N 18/12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ИРМИ-ЖКХ" потребителям Березовского сельского поселения Красноармейского муниципального района" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" на решение Челябинского областного суда от 19 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) от 7 марта 2019 г. N 18/12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ИРМИ-ЖКХ" потребителям Березовского сельского поселения Красноармейского муниципального района" (далее - постановление N 18/12) установлен с применением метода экономически обоснованных затрат на период с 8 марта по 31 декабря 2019 г. одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" (далее также - ООО "ИРМИ-ЖКХ", общество) потребителям Березовского сельского поселения Красноармейского муниципального района, в размере 23 31,64 руб./Гкал.
ООО "ИРМИ-ЖКХ" обратилось в Челябинский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании постановления N 18/12 не действующим в части размера установленного тарифа.
Решением Челябинского областного суда от 19 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ИРМИ-ЖКХ" просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов сфере теплоснабжения осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 300, является упомянутое Министерство.
Постановление N 18/13 принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
ООО "ИРМИ-ЖКХ" осуществляет деятельность по теплоснабжению; постановлением главы администрации Красноармейского муниципального района муниципального района Челябинской области от 28 августа 2018 г. N 733 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Оспариваемым постановлением установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям Березовского сельского поселения Красноармейского муниципального района, на период с 8 марта по 31 декабря 2019 г. в размере 2331,64 руб./Гкал.
При расчете тарифа методом экономически обоснованных расходов (затрат) Министерством снижены расходы общества по статье затрат "арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи".
Согласно договору финансовой аренды (лизинга) оборудования от 24 июля 2013 г. N 10 (далее - договор N 10) и дополнительному соглашению от 4 июня 2018 г. предметом лизинга является блочно-модульная котельная, стоимостью 10 921 тыс. руб. (с учетом НДС); данная котельная отнесена к 6 амортизационной группе; подлежит постановке на баланс лизингодателя; определен метод амортизации предмета лизинга - линейный; коэффициент ускорения амортизации установлен сторонами договора в размере 3; количество ежемесячных лизинговых платежей - 90.
Министерством лизинговые платежи общества по договору N 10 учтены в размере амортизационных отчислений, определенных исходя из максимального срока полезного использования предмета лизинга - 15 лет по 6 амортизационной группе, в сумме 728,07 тыс. руб. в год (10 921,00 тыс. руб. /15 лет), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств), согласно которому к 6 амортизационной группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 33, пунктом 44 Основ ценообразования лизинговые платежи отнесены к прочим расходам и подлежат включению в состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В данном случае в рамках тарифного регулирования максимальный срок полезного использования предмета лизинга применен в соответствии с Основами ценообразования, Классификацией основных средств, с учетом баланса экономических интересов теплоснабжающей организации, различных категорий потребителей тепловой энергии.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, сводятся к несогласию с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 19 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" - без удовлетворения.