ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2019 г. N 1-КА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Пронина Игоря Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 10 января 2019 года, которым отменено решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 16 августа 2018 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Пронина И.А. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориального отделения в г. Североморске Мурманской области от 31 мая 2018 года N 1/2/12-18 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пронин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориального отделения в г. Североморске Мурманской области (далее - ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ) о признании незаконным решения от 31 мая 2018 года N 1/2/12-18 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет - 3 февраля 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что при увольнении с военной службы им подано заявление о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Продолжительность военной службы Пронина И.А. на дату его увольнения составила более 20 лет. Решением Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск (далее - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ) от 24 марта 2015 года он признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Оспариваемым решением от 31 мая 2018 года N 1/2/12-18 он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. В качестве основания принятия такого решения указано, что на момент постановки на учет, он не являлся военнослужащим. Данное решение Пронин И.Н. полагал незаконным, принятым с нарушением пунктов 1, 11, 15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512.
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 16 августа 2018 года административное исковое заявление Пронина И.А. удовлетворено, оспариваемое решение признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность восстановить Пронина И.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет - 3 февраля 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 10 января 2019 года решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 16 августа 2018 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Пронина И.А. отказано.
В кассационной жалобе Пронин И.А. просит апелляционное определение отменить и оставить решение суда в силе, ссылается на то, что оспариваемым решением нарушено его право на обеспечение жилищем, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2019 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Прониным И.А. требований, суд апелляционной инстанции указал, что Пронин И.А. на момент обращения к административному ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не являлся военнослужащим. В период прохождения военной службы Пронин И.А. в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признавался; на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в органах Министерства обороны России не состоял. Уполномоченным органом решение о признании заявителя нуждающимся в предоставлении жилого помещения как в период прохождения им военной службы, так и при его увольнении не принималось. Пронин И.А. письменно подтвердил то, что не имеет права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается листом беседы от 1 сентября 2014 года.
С выводами суда апелляционной инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области от 31 июля 2009 года Пронин И.А. был обеспечен служебным жилым помещением в муниципальном жилищном фонде в виде отдельной квартиры, состоящей из трех комнат, расположенной по адресу: < ... > , и с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру от 31 июля 2009 года N 214. Пронин И.А. с членами своей семьи был зарегистрирован в указанной квартире и проживал в ней.
Приказом командира войсковой части 13991 от 17 сентября 2014 года N 8 Пронин И.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по собственному желанию с 30 января 2015 года. Приказом командира войсковой части 13991 от 19 января 2015 года N 8 Пронин И.А. исключен из списков личного состава войсковой части с 30 января 2015 года.
Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации: календарная - 20 лет 1 месяц 10 дней, в льготном исчислении - 29 лет 1 месяц 28 дней.
Решением территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 24 марта 2015 года, на основании заявления Пронина И.А., он с семьей из четырех человек (жена - Пронина Ирина Юрьевна и два сына - Пронины П. и В.) приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
3 сентября 2015 года между Прониным И.А., с одной стороны и администрацией Мирного Архангельской области (собственник жилых помещений в г. Мирном), с другой стороны подписано обязательство о расторжении договора найма служебного жилого помещения и о сдаче занимаемого жилого помещения.
Согласно данному обязательству при поступлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на банковский счет, Пронин И.А. и совместно проживающие с ним члены семьи приняли на себя обязательство - не позднее четырех месяцев с момента перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет расторгнуть договор найма, освободить, сняться с регистрационного учета, закрыть лицевой счет и сдать имеющееся по акту жилое помещение. То есть после получения жилищной субсидии Пронин И.А. и члены его семьи должны будут освободить занимаемое служебное жилое помещение.
Оспариваемым решением ФГКУ административный истец снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений со ссылкой на незаконную постановку Пронина И.А. на учет, поскольку на момент постановки Пронин И.А. приказом командира войсковой части был уже исключен из списков личного состава войсковой части с 30 января 2015 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 31 мая 2018 года о снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, правомерно исходил из того, что согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона, по мнению суда, указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Однако, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции не учел указанные выше положения законодательства и то обстоятельство, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал в определениях от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О о том, что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что первый контракт с административным истцом заключен до 1 января 1998 года. На момент увольнения продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 20 лет 1 месяц 10 дней.
На момент увольнения Пронин И.А. и члены его семьи проживали в служебном жилом помещении, предоставленном только на время прохождения военной службы. Иного жилого помещения Пронин П.И. и члены его семьи не имели.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что Пронин И.А. при увольнении был обеспечен жилой площадью и не являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, не имелось.
При этом наличие у административного истца служебного жилья не могло являться основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы при наличии необходимой выслуги лет.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что в листе беседы командира части с Прониным И.А. от 1 сентября 2014 года указано, что Пронин И.А. право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не имеет, не может являться основанием к отказу в удовлетворению заявленных Прониным И.А. требований и не свидетельствует об отсутствии у Пронина И.А. права на обеспечение жилым помещением.
В суде Пронин И.А. утверждал, что подписал данный лист беседы под давлением командира войсковой части, который разъяснил, что при отсутствии в листе беседы указанной записи он не сможет быть уволен.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных Прониным И.А. требований, суд апелляционной инстанции не учел, что уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации признал право Пронина И.А. на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, решением от 24 марта 2015 года принял Пронина И.А. с семьей из 4-х человек (жена Пронина Ирина Юрьевна и два сына Пронины П. и В.) на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В суде первой и апелляционной инстанции Пронин И.А. ссылался на то, что первоначально документы о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений направлялись в адрес уполномоченного органа 25 января 2015 года, то есть до его увольнения с военной службы.
Поскольку, как уже указывалось выше, Пронин И.А. при увольнении жильем обеспечен не был, то он в силу положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ имел право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что в материалах дела не содержится сведений о том, что административный истец и члены его семьи имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, административным ответчиком также не представлено таких доказательств, то оснований для вывода о том, что Пронин И.А. не является нуждающимся в жилом помещении, не имелось.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Пронин И.А., имеющий продолжительность военной службы более 20 лет и являющийся не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилым помещением правомерно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы уполномоченным на то органом Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем суд первой инстанции правильно признал незаконными действия административного ответчика по снятию Пронина И.А. с такого учета исходя лишь из того обстоятельства, что поставлен он был на этот учет не до увольнения, а после снятия административного истца с довольствия.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежащим оставлению в силе, а апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда - отмене.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 10 января 2019 года отменить, решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 16 августа 2018 года оставить в силе.