КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2022 г. N 609-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПРОСКУРЯКОВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Проскурякова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.И. Проскуряков оспаривает конституционность статей 194 "Принятие решения суда", 195 "Законность и обоснованность решения суда", 196 "Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда", 197 "Изложение решения суда", 198 "Содержание решения суда", 199 "Составление решения суда", части второй статьи 200 "Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда", части первой статьи 203.1 "Порядок рассмотрения вопросов исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм", пункта 6 части первой статьи 390.1 (в жалобе ошибочно именуемого пунктом 1.6 данной статьи) "Определение кассационного суда общей юрисдикции" ГПК Российской Федерации, части 2 статьи 49 "Предоставление жилого помещения по договору социального найма", пункта 3 части 1 статьи 51 "Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", части 1 статьи 52 "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", пункта 2 части 1 статьи 54 "Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", пункта 1 части 2 и части 8 статьи 57 (в жалобе ошибочно именуемых пунктами 2.1 и 8 данной статьи) "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 3 "Ветераны боевых действий", статьи 4 "Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий", подпункта 4 пункта 1 статьи 14 "Меры социальной поддержки инвалидов войны" Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, С.И. Проскурякову было отказано в удовлетворении исковых требований к жилищному комитету администрации муниципального образования о восстановлении права на внеочередное получение жилья и взыскании компенсации морального вреда.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, с которым согласился заместитель Председателя этого суда, заявителю было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, часть 2 статьи 49, пункт 3 части 1 статьи 51, часть 1 статьи 52, пункт 2 части 1 статьи 54, пункт 1 части 2 и часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как препятствующие ему в обеспечении жильем, а также иные оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют судам игнорировать содержащиеся в них предписания и допускают возможность их произвольной трактовки.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, приняты в развитие статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Таким образом, эти законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Доводы, приведенные С.И. Проскуряковым в отношении остальных оспариваемых норм, свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав заявитель связывает не с их содержанием, а с неверным, как он полагает, выбором судом норм, подлежащих применению в его деле, и имевшим место, по его мнению, невыполнением судами предписаний перечисленных им законоположений. Тем самым заявитель, по существу, предлагает дать оценку принятым по его гражданскому делу правоприменительным решениям, что требует установления фактических обстоятельств и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Проскурякова Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН