КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 930-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА БОБРЕШОВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 15, 393
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ 2
СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ
ПОЛОЖЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПОРЯДКА ИНДЕКСАЦИИ ОКЛАДОВ ДЕНЕЖНОГО
СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ,
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ОКЛАДОВ СУДЕЙ, ВЫПЛАТ, ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМ СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ
ДЕЙСТВИЯ ЧАСТИ 11 СТАТЬИ 50 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Бобрешова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Бобрешов оспаривает конституционность статей 15 "Возмещение убытков" и 393 "Обязанность должника возместить убытки" ГК Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит признать не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 2 (в жалобе ошибочно поименована пунктом) статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в силу которой размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в марте 2011 года В.А. Бобрешов был уволен из управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Воронежской области по основанию, предусмотренному пунктом "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе).
В августе 2011 года в приказ об увольнении заявителя со службы были внесены изменения в целях установления в качестве основания увольнения пункта "ж" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе). В 2014 году военно-врачебной комиссией было признано, что В.А. Бобрешов не годен к прохождению службы вследствие военной травмы. В связи с этим ему было выплачено единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В настоящее время заявитель является инвалидом II группы.
В 2018 году в судебном порядке были удовлетворены требования В.А. Бобрешова об установлении ему ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе за период с 1 января 2012 года по 21 мая 2018 года, когда данная выплата не начислялась В.А. Бобрешову несмотря на неоднократные обращения с заявлением о ее назначении. В 2019 году он обратился суд с требованием о взыскании сумм индексации ежемесячной денежной компенсации за названный период; в удовлетворении иска ему было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 17 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 45 (часть 1) и 53 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют гражданину взыскать связанные с несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью убытки в виде индексации с учетом роста потребительских цен в Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Статьи 15 и 393 ГК Российской Федерации направлены на полное возмещение убытков по требованию лица, право которого нарушено, и тем самым - на реализацию закрепленного статьей 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года N 1348-О, от 25 октября 2018 года N 2682-О, от 28 мая 2020 года N 1202-О и др.), следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие указанные в жалобе конституционные права заявителя в деле с участием которого суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, исходил, в частности, из того, что заявитель не представил доказательств возникновения у него убытков по вине Главного управления МЧС России по Воронежской области.
2.2. Примененная в деле заявителя часть 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ закрепляет правило, в силу которого Правительству Российской Федерации предписано устанавливать размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, в частности Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данное законоположение носит организационный характер и является элементом механизма антиинфляционной защиты предоставляемых гражданам выплат, в том числе компенсационного характера, а потому не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Проверка же обоснованности судебных постановлений в части выводов судов, сделанных на основании исследования ими фактических обстоятельств конкретного дела и оценке доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бобрешова Владимира Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН