КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 919-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЛИНСКОЙ
РИММЫ ВИКТОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ ДОЧЕРИ ЧАСТЬЮ 25 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Р.В. Линской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Р.В. Линская, действующая в интересах ее несовершеннолетней дочери, оспаривает конституционность части 25 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей, что при определении количества нетрудоспособных членов семьи, с учетом которых определяется размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с данной статьей, учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность определения размера пенсии по случаю потери кормильца без учета тех нетрудоспособных членов семьи, которые не претендуют на ее назначение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" законодатель установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на страховую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии (статья 10), а также порядок исчисления ее размера (части 3 - 11, 15 - 17 и 25 статьи 15), предполагающий в этих целях учет всех нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца на момент ее назначения.
Следовательно, оспариваемое положение установлено законодателем в пределах его дискреционных полномочий, выступает элементом правового механизма реализации членами семьи умершего застрахованного лица права на пенсию по случаю потери кормильца как выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию всем лицам, лишившимся его в связи со смертью кормильца, и не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Оспаривая конституционность части 25 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", заявительница, как следует из материалов жалобы, настаивает на том, чтобы при определении количества лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в целях расчета пенсии учитывались только те нетрудоспособные члены семьи, которые, имея право на указанную пенсию, изъявили желание ее получать. Однако разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Линской Риммы Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН