КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 1058-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЕГОРКИНА МИХАИЛА КУЗЬМИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 23 ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ И ПУНКТОМ 42.1
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.К. Егоркина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин М.К. Егоркин оспаривает конституционность:
части 1 статьи 157 "Размер платы за коммунальные услуги" Жилищного кодекса Российской Федерации;
подпункта "б" пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (утратило силу с 1 июля 2016 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354), согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам; при этом исполнитель производит раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам;
пункта 42.1, а фактически - абзацев третьего и четвертого этого пункта Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, принятым во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П) (далее - Правила), устанавливающих, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий); в многоквартирном доме, в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы названными приборами учета указанный размер платы определяется по формулам 3.3 и 3.4 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый).
Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи удовлетворены требования управляющей организации, в частности, о взыскании с М.К. Егоркина задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2018 года. Суд апелляционной инстанции решение отменил и принял новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Определением суда кассационной инстанции апелляционное определение отменено и дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. Определением суда апелляционной инстанции, с которым согласился суд кассационной инстанции, решение мирового судьи оставлено без изменения. Суды исходили из того, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению произведен управляющей организацией в соответствии с требованиями законодательства.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они не предусматривают возможность принять во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными судебными постановлениями не подтверждается применение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в деле с участием М.К. Егоркина, а потому в данной части его жалоба не может быть признана допустимой.
2.2. Что касается подпункта "б" пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, то представленными заявителем судебными постановлениями также не подтверждается применение названного подпункта в деле с его участием. Упоминание же в постановлениях судов по делу М.К. Егоркина этого положения не свидетельствует о том, что оно использовалась судом в качестве основания для принятия решения о взыскании с заявителя задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе упоминание той или иной нормы в тексте судебного акта еще не свидетельствует о ее применении судом (определения от 23 апреля 2020 года N 1015-О, от 27 мая 2021 года N 970-О и др.). Таким образом, и в этой части жалоба не является допустимой.
2.3. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П указал, что принцип правовой определенности, а равно принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающие из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагают введение правового регулирования, адекватного ожиданиям собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, стимулирующего их к установке (замене) и обеспечению сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, эффективному ее потреблению и одновременно выполняющего функцию превенции противоправного поведения; достижение конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также сохранения природы и окружающей среды для нынешнего и будущих поколений зависит в том числе от соответствия жилищного законодательства, определяющего порядок расчета платы за коммунальные услуги, законодательству об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Согласно части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации; указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
В настоящее время, после внесения изменений в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном доме, пункт 42.1 Правил устанавливает порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, позволяющий учитывать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, положения названного пункта Правил не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права М.К. Егоркина в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Егоркина Михаила Кузьмича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН