КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. N 480-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗУБАРЕВА НИКОЛАЯ САВЕЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.С. Зубарева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.С. Зубарев оспаривает конституционность части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из представленных материалов, суды общей юрисдикции отказали заявителю, за которым решением Советского районного суда города Брянска от 18 ноября 2008 года, вступившим в законную силу 2 декабря 2008 года, был признан статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в удовлетворении требований о назначении ему с 17 сентября 1998 года (даты первичного установления инвалидности вследствие общего заболевания) ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в размере, определенном из среднего заработка за период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году и превышающем размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, производимой за период начиная с 15 февраля 2001 года, а также о выплате образовавшейся задолженности.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, поскольку, будучи примененным в его деле без учета правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О, послужило основанием для отказа в установлении ему своевременно не выплаченного по вине уполномоченных органов возмещения вреда, причиненного воздействием радиации, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В связи с этим Н.С. Зубарев просит Конституционный Суд Российской Федерации подтвердить обязательность указанной правовой позиции и признать вынесенные по его делу правоприменительные решения подлежащими пересмотру.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма, предоставляя инвалидам-чернобыльцам, приобретшим данный статус до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ и получавшим возмещение вреда, исчисленное из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, возможность сохранения ранее определенного размера соответствующих выплат (если он превышает размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), призвана обеспечить указанной категории инвалидов-чернобыльцев максимально возможное возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, и при этом не устанавливает порядок осуществления данной выплаты, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О, на которое ссылается Н.С. Зубарев в обоснование своей позиции по жалобе, то в нем был выявлен конституционно-правовой смысл статьи 208 ГК Российской Федерации (во взаимосвязи в том числе с положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") как не препятствующей взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного, в частности, вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Данное решение сохраняет свою силу, а выраженная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, не требует подтверждения. Кроме того, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации в данном решении не являлась.
Разрешение же вопроса о возможности перерасчета установленной Н.С. Зубареву ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из среднего месячного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 апреля 2015 года N 830-О, отказывая в принятии к рассмотрению его предыдущей жалобы, а также о выплате ему данной компенсации за период со дня установления инвалидности, в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубарева Николая Савельевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН