КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. N 3243-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КРУКОВСКОГО АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 25.14 И ПУНКТОМ 1
СТАТЬИ 129.6 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Круковского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Н. Круковский оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
пункта 2 статьи 25.14, согласно которому уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 данного Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток 2 контролируемой иностранной компании (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 424-ФЗ);
пункта 1 статьи 129.6, в соответствии с которым неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, решением налогового органа от 30 сентября 2019 года в связи с неисполнением обязанности по представлению уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2018 год заявитель был привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 900 000 рублей. Решением вышестоящего налогового органа от 25 декабря 2019 года размер назначенного заявителю штрафа был снижен в два раза - до 450 000 рублей.
Оспаривая в судебном порядке привлечение к налоговой ответственности, А.Н. Круковский ссылался на то, что допущенная им ошибка в заполнении поля "период" (вместо 2018 года некорректно был указан 2017 год), содержащегося в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, не препятствовала налоговому органу установить надлежащий период, за который представляются сведения. Решением районного суда, с которым согласились вышестоящие суды, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения налогового органа было отказано. Суды указали, что налоговым органом еще до принятия итогового решения предлагалось А.Н. Круковскому представить надлежащее уведомление именно за 2018 год, однако корректировочное 3 уведомление было им представлено только 29 ноября 2019 года, т.е. после принятия решения от 30 сентября 2019 года о привлечении к налоговой ответственности.
Заявитель, не соглашаясь с принятыми по его делу правоприменительными актами, просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 6 (часть 2), 19 (часть 2), 54, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" раздел II части первой Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица". Как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, основными целями его принятия являются создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.
Для реализации названных целей законодателем предусмотрена обязанность налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, в силу статьи 25.14 данного Кодекса (в редакции Федерального закона от 9 ноября 2020 года N 368-ФЗ) такое уведомление представляется налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 данного Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании (пункт 2).
Данное законоположение, подлежащее применению во взаимосвязи с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими порядок взимания налога на доходы физических лиц (статьи 208 "Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации", 210 "Налоговая база", 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения" и др.), будучи направленным на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Что касается положения статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего меру налоговой ответственности за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год (пункт 1), то оно выступает в качестве охранительного правового механизма исполнения обязанности, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации. Поскольку привлечение к налоговой ответственности возможно только за виновно совершенные противоправные (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействие) налогоплательщика (статья 106 Налогового кодекса Российской Федерации), оспариваемая норма статьи 129.6 данного Кодекса также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Круковского Алексея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН