КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2019 г. N 1550-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ РАФАЕЛЯНА АРМЕНАКА ВЛАДИМИРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 2
И 3 СТАТЬИ 6.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАУКЕ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Республики Армения А.В. Рафаеляна к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Республики Армения А.В. Рафаелян оспаривает конституционность следующих положений статьи 6.2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике":
пункта 2, согласно которому в Российской Федерации признаются иностранные ученые степени, иностранные ученые звания, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, а также полученные в иностранных научных организациях и образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий ученым степеням и ученым званиям, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации; критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации;
пункта 3, в соответствии с положениями которого в случае, если иностранные ученые степени, иностранные ученые звания не соответствуют условиям, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, признание иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателям таких степеней или званий в иностранном государстве, в котором получены иностранные ученые степени, иностранные ученые звания, и прав, предоставленных обладателям соответствующих ученых степеней и ученых званий, которые получены в Российской Федерации; по результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, принимается одно из следующих решений: признание иностранной ученой степени, иностранного ученого звания; отказ в признании иностранной ученой степени, иностранного ученого звания (абзацы первый - четвертый).
Как следует из представленных материалов, Министерство образования и науки Российской Федерации отказало А.В. Рафаеляну в признании присвоенной ему в Республике Армения ученой степени доктора медицинских наук на основании рекомендации Президиума Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации при Министерстве образования и науки Российской Федерации, принятой с учетом заключения экспертного совета по хирургическим наукам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявителю отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании данного отказа незаконным.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как позволяющие распространять установленную ими процедуру признания иностранных ученых степеней на ученую степень доктора медицинских наук, присвоенную в Республике Армения и подтвержденную удостоверенным апостилем дипломом доктора медицинских наук, не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 19 (часть 2), 44 (часть 1) и 62 (часть 3).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем положения пунктов 2 и 3 статьи 6.2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" определяют порядок признания в Российской Федерации ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве, в частности предусматривают возможность такого признания на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателям таких степеней или званий в иностранном государстве, в котором получены иностранные ученые степени, иностранные ученые звания, и прав, предоставленных обладателям соответствующих ученых степеней и ученых званий, которые получены в Российской Федерации, а также определяют случаи, когда признание иностранной ученой степени осуществляется без проведения экспертизы.
В соответствии с конкретизирующим данные положения Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве (далее - Административный регламент; утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1632), основаниями для отказа в признании иностранной ученой степени, выдаче свидетельства о признании иностранной ученой степени являются: а) несоответствие содержания документов, представленных для предоставления государственной услуги, требованиям к соискателям ученой степени, установленным Положением о присуждении ученых степеней (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 842), за исключением требования к уровню ученой степени, предусмотренному абзацем первым пункта 2 указанного Положения, и требования к успешной сдаче кандидатских экзаменов, предусмотренному абзацем первым пункта 3 указанного Положения; б) несоответствие диссертации соискателя критериям, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, установленным разделом II Положения о присуждении ученых степеней; в) представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, содержащих недостоверные сведения; г) непредставление недостающих и (или) оформленных с нарушением требований пунктов 21 и 22 Административного регламента документов в течение 2 месяцев со дня направления заявителю уведомления об их представлении; д) повторное представление оформленных с нарушением требований пунктов 21 и 22 Административного регламента документов после направления заявителю уведомления о представлении недостающих и (или) оформленных с нарушением требований пунктов 21 и 22 Административного регламента документов; е) непредставление заявителем дополнительных материалов в течение 2 месяцев после направления заявителю запроса об их представлении (пункт 34).
По смыслу приведенного правового регулирования, признание иностранной ученой степени на основе экспертизы предполагает в том числе установление соответствия документов, связанных с присвоением иностранной ученой степени, требованиям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, в соответствии с которым в Российской Федерации присуждаются ученая степень кандидата наук и ученая степень доктора наук, что направлено на обеспечение равенства прав лиц, которым присвоены ученые степени на территории Российской Федерации, и лиц, которым присвоены иностранные ученые степени, и не выходит за пределы дискреции федерального законодателя.
Таким образом, оспариваемые положения пунктов 2 и 3 статьи 6.2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Что касается доводов заявителя о том, что удостоверение диплома о присвоении иностранной ученой степени апостилем в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 5 октября 1961 года), участниками которой являются Российская Федерация и Республика Армения, предполагает признание данной ученой степени Российской Федерацией без проведения экспертизы, то они не могут быть признаны обоснованными, поскольку положения данной Конвенции касаются лишь подтверждения официального характера документов и их надлежащего оформления.
Оценка же обоснованности правоприменительных решений по делу А.В. Рафаеляна, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Армения Рафаеляна Арменака Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН