КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2019 г. N 1084-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЫМДЕНКА СЕРГЕЯ
ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы С.Е. Рымденка к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. С.Е. Рымденок, являющийся, как следует из представленных судебных актов, гражданином Республики Узбекистан, оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", закрепляющих право иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на пенсию в соответствии с данным Федеральным законом на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации (абзацы первый и третий), а также части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, С.Е. Рымденок, в очередной раз отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы по приговору суда на территории Российской Федерации, в апреле 2018 года обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, в чем ему было отказано, ввиду того что пенсионное обеспечение иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется лишь при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого наличием соответствующего документа.
По мнению заявителя, примененные в его деле судами общей юрисдикции оспариваемые законоположения, не предусматривая возможности назначения пенсии по инвалидности иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от факта постоянного проживания в Российской Федерации, ограничивают право указанных лиц на пенсионное обеспечение и не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 39 (часть 1), 62 (часть 3) и 55 (часть 3).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). При этом иностранные граждане и лица без гражданства согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в том числе граждан Республики Узбекистан, также предусматривает осуществление пенсионного обеспечения граждан государств - участников данного Соглашения по законодательству государства, на территории которого они проживают, и назначение пенсии по месту их жительства (статья 1 и пункт 1 статьи 6).
Федеральный законодатель в оспариваемых положениях федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях" закрепил право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение пенсии наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования оспариваемые законоположения выступают элементами правового механизма пенсионного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства, направлены на обеспечение реализации их пенсионных прав, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права указанных лиц, в том числе заявителя.
Разрешение же вопроса об определении места постоянного проживания С.Е. Рымденка к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Рымденка Сергея Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН