КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2020 г. N 908-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ПУБЛИЧНОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 27 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, И ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ,
А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ПАО "ГАЗ" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ПАО "ГАЗ" оспаривает конституционность пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющего перечень ограниченных в обороте земельных участков из числа находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данная норма оспаривается во взаимосвязи с положениями, содержащимися в приложениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно:
абзацем третьим (ошибочно названным в жалобе абзацем вторым) подпункта "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, предусматривающим, что арендная плата при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, определяется (за рядом исключений, указанных в данном абзаце) на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
абзацем восьмым основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которому к таким принципам относится принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, заявитель арендует земельный участок, находящийся в федеральной собственности. На этом участке расположено здание, в состав которого, помимо помещений, принадлежащих на праве собственности ПАО "ГАЗ", входит объект гражданской обороны, находящийся в федеральной собственности и не подлежащий приватизации. Определением суда апелляционной инстанции, отменившим решение суда первой инстанции, были удовлетворены требования государственного органа, касающиеся внесения изменений в договор аренды указанного земельного участка в части увеличения размера арендной платы. При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод ПАО "ГАЗ" о необходимости применения льготного порядка расчета арендной платы в связи с законодательными ограничениями, препятствующими приватизации данного участка, отметив, что последний не относится к землям, ограниченным в обороте и указанным в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению ПАО "ГАЗ", оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 8, 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они допускают применение льготного порядка расчета арендной платы, предусмотренного абзацем третьим подпункта "г" пункта 3 указанных Правил, лишь в отношении арендуемых земельных участков, которые ограничены в обороте согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета наличия иных законодательных ограничений, препятствующих приватизации таких участков.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Из пункта 3 той же статьи следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается (если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами) Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации этих законоположений Правительство Российской Федерации утвердило указанные Правила и основные принципы определения арендной платы, предусматривающие льготный порядок ее расчета как для собственников зданий и сооружений, у которых ограничено право на приобретение в собственность арендуемых земельных участков (оспариваемые нормативные положения), так и для определенной категории арендаторов земельных участков, ограниченных в обороте (абзац второй подпункта "г" пункта 3 Правил во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного оспариваемые нормативные положения, включая пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, и связанный с этим выбор норм права, подлежащих применению, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "ГАЗ", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН