КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2019 г. N 3379-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КИСНИЧАНА АЛЕКСАНДРА МАКАРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 1 И 4 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ", ПУНКТОМ 1
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ
ПЕНСИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ"
И ПУНКТОМ 1 ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ВЫПЛАТЫ
К ПЕНСИИ ГРАЖДАНАМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ПЕНСИЙ
НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.М. Кисничана к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.М. Кисничан оспаривает конституционность:
положений статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которым размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1); если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4);
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", предусматривающего установление гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячной выплаты: с 1 апреля 2014 года - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 года - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 года - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 года - в размере 100 процентов от назначенной пенсии; выплата к пенсии производится до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации; гражданам, являющимся получателями пенсий, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплата к пенсии не производится;
пункта 1 Правил осуществления ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 276, согласно которому Правила устанавливают порядок осуществления ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий, начисленных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, которые по состоянию на эту дату проживали на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в 1991 году заявителю была назначена пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством Украины. В 2015 году был произведен перерасчет данной пенсии на основании Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в беззаявительном порядке. Поскольку исчисленный в результате перерасчета размер пенсии оказался ниже определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года, выплата пенсии А.М. Кисничану была продолжена в сохраненном размере. При этом в перерасчете размера пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" заявителю было отказано, поскольку он являлся получателем пенсии на территории Украины до 1 августа 2014 года, когда пенсионное дело было поставлено на учет в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе в связи с переездом из Луганской области Украины. Правильность отказа в таком перерасчете была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные судами общей юрисдикции при рассмотрении его дела, не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они служат основанием для отказа гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года и приобретшим в связи с этим гражданство Российской Федерации, в распространении на них в полной мере гарантий, установленных указанными нормативно-правовыми актами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Оспариваемые заявителем положения частей 1 и 4 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определяют общие правила перерасчета с 1 января 2015 года пенсий, назначенных до 31 декабря 2014 года гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также устанавливают гарантии осуществления приобретенных по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав путем запрета пересмотра права на пенсию и сохранения более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже.
Следовательно, данные нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, имеют целью сохранение уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
2.2. Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии была введена ежемесячная выплата, определен круг ее получателей и размер, а Правительству Российской Федерации было поручено определить порядок осуществления соответствующей выплаты к пенсии.
Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8 апреля 2014 года N 276, которым были утверждены Правила осуществления ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя. В пункте 1 указанных Правил определен круг лиц, являющихся получателями ежемесячной выплаты к пенсии.
Такое правовое регулирование было введено до принятия соответствующего федерального закона, направлено на повышение размера пенсионного обеспечения граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, не относящегося к данной категории.
Разрешение же вопроса о возможности установления ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, которые в связи с постоянным проживанием на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года приобрели гражданство Российской Федерации, независимо от факта получения ими пенсии на указанную дату в другом государстве, с чем, как видно из материалов жалобы, заявитель связывает нарушение своих прав, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кисничана Александра Макаровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН