ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2020 г. N 78-КА19-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Чесноковой Надежды Глебовны о признании незаконным решения администрации Центрального района г. Санкт-Петербурга об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, обязании включить в поименованный список.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге - Ларионова О.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Чеснокова Н.Г., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратилась в администрацию Центрального района г. Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - Список).
Решением администрации Центрального района г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года Чесноковой Н.Г. отказано во включении в Список в связи с тем, что Чеснокова Н.Г. не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий, факт невозможности ее проживания в занимаемом жилом помещении - не установлен.
Чеснокова Н.Г., полагая такой отказ нарушающим ее права, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации Центрального района г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года и обязании административного ответчика включить ее в указанный Список.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Чесноковой Н.Г. отказано.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2019 года отказано в передаче кассационной жалобы Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной Уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге, действующим в интересах Чесноковой Н.Г., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, и о принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 4 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для ее рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации.
Административный истец и административный ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, своих представителей не направили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями такие нарушения норм материального права допущены.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу статьи 3 названного Закона законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 этой же статьи установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4).
Статьей 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 г. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга о специализированном жилищном фонде) предусмотрено, что проживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в случае проживания в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением (абзац четвертый подпункта 2 пункта 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных Чесноковой Н.Г. требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что основания для признания проживания Чесноковой Н.Г. в занимаемом жилом помещении невозможным отсутствуют, при этом суд исходил из сведений, согласно которым Чеснокова Н.Г. с 8 августа 2000 года зарегистрирована по месту жительства и проживает в трехкомнатной квартире N < ... > , общей площадью 69 кв. м, в том числе жилой площадью 46,9 кв. м, расположенной по адресу: г. < ... > , где также проживают и зарегистрированы по месту жительства: наниматель С. - бывший опекун, бабушка Чесноковой Н.Г., С., - сын С., дядя Чесноковой Н.Г., С. - жена С., С. - сын С. и С., С. - брат Чесноковой Н.Г. По результатам комиссионного обследования условий проживания Чесноковой Н.Г., проведенного 24 сентября 2018 года, квартира признана соответствующей санитарным нормам, на каждого из зарегистрированных лиц, приходится общая площадь жилого помещения в размере более установленной в г. Санкт-Петербурге учетной нормы, составляющей 9 кв. м.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что, разрешая административное дело, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Из материалов административного дела следует, что на момент обращения Чесноковой Н.Г. с заявлением о включении ее в Список, она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку мать Чесноковой Н.Г. - С. умерла 13 декабря 2012 года, отец Чесноковой Н.Г. - Ч. лишен родительских прав в соответствии с решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2013 года. Опекуном Чесноковой Н.Г. была назначена ее бабушка - С.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Однако из установленных по делу обстоятельств не следует, что проживающие в одном жилом помещении с Чесноковой Н.Г. лица, являются членами ее семьи.
Из анализа пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и пункта 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 г. N 100-15 следует, что каждое из перечисленных в них обстоятельств является самостоятельным основанием для признания проживания в занимаемом жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, невозможным.
При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств у таких лиц возникает право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма, при этом установления каких-либо иных обстоятельств невозможности проживания в жилом помещении не требуется.
В этой связи, поскольку не установлено иное, проживание в квартире лиц, не являющихся членами семьи Чесноковой Н.Г., свидетельствует о невозможности ее проживания в этом жилом помещении и наличии у нее права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города. При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа Чесноковой Н.Г. во включении ее в вышеназванный Список.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Чесноковой Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных Чесноковой Н.Г. требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Признать незаконным решение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Обязать администрацию Центрального района Санкт-Петербурга включить Чеснокову Надежду Глебовну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.