ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2018 г. N 9-АПГ17-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Региональной общественной организации "Нижегородское Теософско-Рериховское общество"
по апелляционной жалобе президента Региональной общественной организации "Нижегородское Теософско-Рериховское общество" Клишиной Татьяны Васильевны на решение Нижегородского областного суда от 4 сентября 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Региональной общественной организации "Нижегородское Теософско-Рериховское общество" Клишиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Гумеровой Э.Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - ГУ Минюста России по Нижегородской области) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной общественной организации "Нижегородское Теософско-Рериховское общество" (далее - Региональная общественная организация "НТРО", организация) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц на основании абзаца 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ссылаясь на то, что, несмотря на неоднократные предупреждения, представления, привлечение к административной ответственности в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный ответчик не устранил нарушение, выразившееся в том, что в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены изменения в сведения об адресе места нахождения данного юридического лица.
Кроме того, распоряжением ГУ Минюста России по Нижегородской области от 24 января 2017 года N 119-р деятельность данной организации приостанавливалась до 24 июня 2017 года. Однако, в установленный срок документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, представлены не были.
Решением Нижегородского областного суда от 4 сентября 2017 года административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворено.
Региональная общественная организация "НТРО" ликвидирована, сведения о ней исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе президент Региональной общественной организации "НТРО" Клишина Т.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы ГУ Минюста России по Нижегородской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно подпунктам "в", "в.2" пункта 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в силу абзаца 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ является одним из оснований ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.
Судом установлено, что 19 февраля 1993 года отделом юстиции администрации Нижегородской области зарегистрирован устав общественного объединения "Нижегородское Теософско-Рериховское общество".
Приказом Главного управления юстиции Нижегородской области от 30 июня 1999 года N 1323-ОР общественное объединение перерегистрировано в Региональную общественную организацию "Нижегородское Теософско-Рериховское общество".
Главным управлением юстиции Нижегородской области выдано свидетельство о регистрации Региональной общественной организации "НТРО", в котором указано о ее создании, месте нахождения ее и ее Правления по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Октябрьская, д. 25.
Сведения о данной региональной общественной организации "НТРО" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 30 декабря 2002 года, в котором адрес (место нахождения) организации и ее Правления указан тот же: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьская, д. 25.
При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и в соответствии с распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 20 августа 2007 года N 370 была проведена плановая выездная проверка Региональной общественной организации "НТРО".
В ходе проверки были установлены нарушения организацией статей 2, п. 3.4 статьи 19 Устава, пункта 2 статьи 54 ГК РФ, что отражено в акте проверки от 5 октября 2007 года. В частности, проверкой было установлено, что организация по месту государственной регистрации не располагается. С этим актом проверки 8 октября 2007 года была ознакомлена президент Региональной общественной организации "НТРО" Клишина Т.В., которая возражений относительно выявленных и отраженных в данном акте нарушений не представила.
10 октября 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в адрес организации было вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных нарушений в срок до 26 ноября 2007 года. Однако к указанному сроку нарушения не были устранены.
Впоследствии организация неоднократно в письменном виде предупреждалась об устранении нарушений: 18 декабря 2007 года, 22 июля 2015 года, 9 июня 2016 года с установлением сроков исправления нарушений, которые трижды продлевались по ходатайству президента организации Клишиной Т.В.
Затем постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 17 декабря 2015 года, вступившим в законную силу, Региональная общественная организация "НТРО" была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно положениям которой невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа.
10 ноября 2016 года в адрес административного ответчика Главным управлением Минюста России по Нижегородской области вынесено представление N 52/03-23829, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства и Устава в срок до 23 декабря 2016 года.
Распоряжением ГУ Минюста России по Нижегородской области от 24 января 2017 года N 119-р в связи с неустранением административным ответчиком вышеуказанных нарушений деятельность организации была приостановлена до 24 июня 2016 года.
Представление об устранении нарушений и распоряжение о приостановлении деятельности общественного объединения административным ответчиком в судебном порядке не обжаловались.
Исследовав все представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факты нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Региональной общественной организации "НТРО", нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем суд, учитывая что данные нарушения в предусмотренные законом сроки и в сроки, установленные и продленные уполномоченным органом, а также на момент рассмотрения дела в суде не устранены, пришел к правильному выводу о наличии предусмотренного абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ основания для ликвидации указанной организации.
Доводы представителя административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что предписания административного истца о внесении изменений об адресе организации незаконны, поскольку Правление организации находится по адресу, указанному в Уставе в соответствии с договором о сотрудничестве между организацией и ГБУ "Нижегородский Дом ученых" от 25 мая 1999 года, также заявлялись в суде первой инстанции, но обоснованно были признаны несостоятельными как не согласующиеся с содержанием вышеуказанного договора о сотрудничестве от 25 мая 1999 года, в котором отсутствуют положения о предоставлении Региональной общественной организации "НТРО" права использовать адрес Дома ученых в качестве места нахождения организации и ее постоянно действующего руководящего органа.
Судом на основании исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, установлено, что здание, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Октябрьская, д. 25, указанному административным ответчиком в качестве места нахождения организации, находится в государственной собственности Нижегородской области и числится в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области. Каких-либо договоров и разрешений, заключенных и выданных в установленном законом порядке о размещении в здании постоянно действующего исполнительного органа Региональной общественной организации "НТРО", а равно для использования адреса в качестве места нахождения юридического лица (его постоянно действующего исполнительного органа), не заключалось и не выдавалось. Почтовая корреспонденция, адресованная Региональной общественной организации "НТРО", доставлялась по месту жительства президента организации Клишиной Т.В.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что административный ответчик, место нахождения которого не соответствует имеющимся сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц и Уставе, не исполнил предусмотренную частью второй статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ обязанность по представлению в уполномоченный орган в течение трех дней документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица (его постоянно действующего исполнительного органа).
Доводы апелляционной жалобы, направленные к иной оценке доказательств по данному делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Нижегородского областного суда от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу президента Региональной общественной организации "Нижегородское Теософско-Рериховское общество" Клишиной Татьяны Васильевны - без удовлетворения.