ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2017 г. N 5-АПГ17-135
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 21 августа 2017 года, которым удовлетворен административный иск открытого акционерного общества "Ирбис" об оспаривании пунктов 27, 18623, 18624, 18626 и 18627 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя открытого акционерного общества "Ирбис" Дегтярева А.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2014 года правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Данные документы размещены на официальном сайте правительства Москвы mos.ru 29 ноября 2016 года и официально опубликованы 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72.
Согласно пунктам 27, 18623, 18624, 18626 и 18627 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих зданий (строений, сооружений), расположенных по адресу: город Москва, Волоколамское шоссе, владение 142:
1) с кадастровым номером 77:08:0002013:1008 (строение 1);
2) с кадастровым номером 77:08:0002013:1009 (строение 2);
3) с кадастровым номером 77:08:0002013:1011 (строение 4);
4) с кадастровым номером 77:08:0002013:1012 (строение 5);
5) с кадастровым номером 77:00:0000000:15992 (строение 6).
Открытое акционерное общество "Ирбис" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании указанных норм недействующими с 1 января 2017 года, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что принадлежащие ему на праве собственности строения 1 и 2 являются складами, строение 4 - насосной, строение 5 - трансформаторной подстанцией, а строение 6 - котельной. Как утверждал заявитель, организация осуществляет деятельность по складированию и хранению, в этих целях используются и данные здания (строения, сооружения), которые расположены на земельном участке, ни один из видов разрешенного использования которого размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает.
Решением Московского городского суда от 21 августа 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы открытым акционерным обществом "Ирбис" и от прокуратуры города Москвы представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что здания (строения, сооружения) с кадастровыми номерами 77:08:0002013:1008, 77:08:0002013:1009, 77:08:0002013:1011, 77:08:0002013:1012 и 77:00:0000000:15992 для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения не предназначены и фактически в этих целях не используются. Данные здания (строения, сооружения) включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании их расположения на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Однако суд установил, что на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества имелось вступившее в законную силу решение суда, которое департаментом городского имущества Москвы не исполнялось. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанных зданий (строений, сооружений) в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и наличии, в этой связи, оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Как видно из материалов административного дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2016 года на департамент городского имущества Москвы была возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Ирбис" путем издания в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу распоряжения об изменении действующих видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания (строения, сооружения) с кадастровыми номерами 77:08:0002013:1008, 77:08:0002013:1009, 77:08:0002013:1011, 77:08:0002013:1012 и 77:00:0000000:15992, на виды разрешенного использования, не предусматривающие размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также путем направления распоряжения в филиал Федеральной кадастровой палаты по городу Москве для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Данное решение суда вступило в законную силу 12 июля 2016 года, однако исполнено правительством Москвы не было, и указанные здания (строения, сооружения) были включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, несмотря на неоднократные обращения административного истца в департамент городского имущества Москвы с заявлениями об исполнении вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества здания (строения, сооружения) с кадастровыми номерами 77:08:0002013:1008, 77:08:0002013:1009, 77:08:0002013:1011, 77:08:0002013:1012 и 77:00:0000000:15992 располагались на земельном участке, ни один из видов разрешенного использования которого размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривал, поэтому данные здания (строения, сооружения) на основании пункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества правительством Москвы включены быть не могли.
Равно как указанные здания не могли быть включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", что правительством Москвы не оспаривалось.
Таким образом, решение суда о признании оспариваемых норм недействующими является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правительства Москвы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.