ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2017 г. N 29-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Николаевой О.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Устьянцевой С.Г. на решение Пензенского областного суда от 17 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании абзаца пятого пункта 17 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 26 апреля 2007 года N 289-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
26 апреля 2007 года правительство Пензенской области издало постановление N 289-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 года N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области".
Постановлением правительства Пензенской области от 9 ноября 2011 года N 781-ПП пункт 13 указанного Порядка дополнен абзацами вторым - пятым.
Так, согласно абзацу пятому пункта 13 данного Порядка после предоставления гражданином в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, выполняющий отдельные государственные полномочия Пензенской области, документа об отсутствии у него задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (справка организации, осуществляющей начисление населению платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, документ о начисленных (оплаченных) платежах за жилое помещение и коммунальные услуги) либо копии соглашения по ее погашению выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится за период, в течение которого она приостанавливалась.
Постановлением правительства Пензенской области от 8 ноября 2016 года N 564-ПП абзац пятый пункта 13 названного Порядка изложен в новой редакции.
Согласно абзацу пятому пункта 17 этого же Порядка (в редакции постановления правительства Пензенской области от 8 ноября 2016 года N 564-ПП) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возобновляется с месяца предоставления гражданином в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, выполняющий отдельные государственные полномочия Пензенской области, документа об отсутствии у него задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (справка организации, осуществляющей начисление населению платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, документ о начисленных (оплаченных) платежах за жилое помещение и коммунальные услуги) либо копии соглашения по ее погашению.
Устьянцева С.В. обратилась в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы недействующей с момента ее принятия в редакции постановления правительства Пензенской области от 8 ноября 2016 года N 564-ПП, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие данной нормы части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацу третьему части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Пензенского областного суда от 17 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Устьянцева С.Г. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Пензенской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
На основании статьи 22 этого же федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Оспариваемый Порядок определяет правила выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной, среди прочего, пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Пензенской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области", предусматривающим, что ветеранам труда и ветеранам военной службы устанавливается в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт, твердого топлива с учетом расходов по его доставке, в размере 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно положениям пункта 17 оспариваемого Порядка орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, выполняющий отдельные государственные полномочия Пензенской области, на основании сведений организаций, осуществляющих начисление населению платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, о гражданах, получающих денежные компенсации и имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, приостанавливает выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при условии: а) неуплаты получателем денежной компенсации платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух и более месяцев; б) невыполнения получателем денежной компенсации условий соглашения по погашению задолженности.
Отказывая удовлетворении административного иска Устьянцевой С.Г., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с месяца предоставления гражданином в уполномоченный орган документа об отсутствии у него задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги либо копии соглашения по ее погашению, предусмотренное оспариваемой нормой, является одним из условий предоставления меры социальной поддержки, поскольку в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обусловлено отсутствием у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением гражданами соглашений по ее погашению.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие в оспариваемой норме указания на выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период, в котором имелась задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, независимо от ее погашения и понесенных затрат о противоречии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует и не влечет ограничения права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах", который порядок и условия предоставления такой меры не регламентирует.
Также являются правильными суждения суда первой инстанции о том, что не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы абзацу третьему части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и возложение на гражданина обязанности предоставления в уполномоченный орган документа об отсутствии у него задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку возложение на гражданина указанной обязанности направлено на реализацию предусмотренного федеральным законом условия о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; право Устьянцевой С.Г. на получение этой меры социальной поддержки такое требование не нарушает.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Устьянцевой С.Г., не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца при рассмотрении и разрешении административного дела в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пензенского областного суда от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Устьянцевой С.Г. - без удовлетворения.