ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2017 г. N 5-АПГ17-131
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Николаевой О.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы и департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 17 июля 2017 года, которым удовлетворен административный иск региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя правительства Москвы и департамента экономической политики и развития города Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" адвоката Старовой П.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2014 года правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, подпунктом 1.1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в подпункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в подпункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" принадлежат следующие здания (строения, сооружения), которые расположены на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 77:02:0011003:24 по адресу: город Москва, проезд Староватутинский, владение 12:
строение 2 с кадастровым номером 77:02:0011003:1119;
строение 3 с кадастровым номером 77:02:0011003:1120;
строение 5 с кадастровым номером 77:02:0011003:1121;
строение 6 с кадастровым номером 77:02:0011003:1122;
строение 7 с кадастровым номером 77:02:0011003:1123;
строение 15 с кадастровым номером 77:02:0011003:1124;
строение 18 с кадастровым номером 77:02:0011003:1028;
строение 19 с кадастровым номером 77:02:0011003:1029.
Строение 3 с кадастровым номером 77:02:0011003:1120 было включено в вышеназванный перечень объектов недвижимого имущества на 2015, 2016 и 2017 годы, а строения 2, 5, 6, 7, 15, 18 и 19 с вышеперечисленными кадастровыми номерами - на 2017 год.
Указанные строения включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором данные строения расположены, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Региональная общественная организация "Объединение московских скульпторов" обратилась в Московский городской суд с административным иском, утверждая о необоснованности включения строений 2, 3, 5, 6, 7, 15, 18 и 19 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, и просила признать соответствующие пункты данного перечня недействующими.
Решением Московского городского суда от 17 июля 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Москвы и департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считают, что на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2015 - 2017 годы строения, как расположенные на земельном участке, один из видов разрешенного использования допускал размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, включались правительством Москвы в перечень правомерно.
Относительно доводов апелляционной жалобы региональной общественной организацией "Объединение московских скульпторов" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым определен оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, а также последующие изменяющие его постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП и от 29 ноября 2016 года N 789-ПП приняты в пределах полномочий правительства Москвы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, однако, включение строений 2, 3, 5, 6, 7, 15, 18 и 19, расположенных по адресу: город Москва, проезд Староватутинский, владение 12, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 - 2017 годы противоречит федеральному законодательству.
Статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Пунктом 1 статьи 1.1 этого закона города Москвы к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, с 1 января 2017 года отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если соответствующие - здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
До 1 января 2017 года к перечисленным объектам региональный законодатель относил объекты, площадь которых превышала 3 000 кв. м.
Как следует из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, которые содержат общие положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков (раздел 2.2).
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен также постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции постановления от 15 июня 2016 года) предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
До внесения таких изменений (то есть до 15 июня 2016 года) разрешенное использование указывалось в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Как видно из материалов административного дела, по договору аренды от 29 ноября 2002 года N М-02-019196 региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0011003:24 по адресу: город Москва, проезд Староватутинский, владение 12.
На земельном участке имеются здания, принадлежащие на праве собственности региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов", а также пристройка к трансформаторной подстанции, четыре складских строения и строение сборно-разборного склада (пункт 1.4 договора аренды).
Департамент городского имущества города Москвы в одностороннем порядке и без учета фактического использования данного земельного участка распоряжением от 9 июля 2014 года N 9541 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24" изменил вид разрешенного использования земельного участка, добавив вид разрешенного использования - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров (1.2.5.).
В результате по сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года, на 1 января 2016 года и на 1 января 2017 года установлено следующее разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24: объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров (1.2.5);
объекты размещения предприятий по ремонту и обслуживанию общественных и личных транспортных средств (1.2.9);
объекты размещения складских предприятий (1.2.9);
участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9).
Вступившим в законную силу 15 февраля 2017 года решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2016 года на департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность исключить из видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24 вид разрешенного использования 1.2.5 в классификации приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров, добавив вид разрешенного использования - объекты размещения ветеринарных лабораторий, ветеринарных центров, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, клиник без содержания животных (1.2.17).
Факт неправомерности изменения вида разрешенного использования в одностороннем порядке и без учета фактического использования земельного участка установлен названным решением арбитражного суда и в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет преюдициальное значение.
Вышеперечисленные строения 2, 3, 5, 6, 7, 15, 18 и 19, расположенные по адресу: город Москва, проезд Староватутинский, владение 12, включались правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по единственному критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", - по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположены перечисленные здания (строения) административного истца.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, проанализировав судебные акты арбитражного суда, приняв во внимание незаконность установления вида разрешенного использования земельного участка (1.2.5), пришел к правильному выводу, что включение строений административного истца в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и поэтому соответствующие пункты данного перечня подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводом суда первой инстанции согласна.
Доводы апелляционной жалобы, повторяя позицию правительства Москвы в суде первой инстанции, фактически сводятся к тому, что на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2015 - 2017 годы в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о разрешенном виде использования земельного участка, наличие такого вида разрешенного использования являлось основанием для включения строений в оспариваемый перечень, поэтому правительство Москвы не могло и не имело оснований не включать строения в перечни. Между тем указанные доводы получили должную и мотивированную оценку в решении суда первой инстанции, оснований для иной оценки в суде апелляционной инстанции не усматривается. Позиция заявителей апелляционной жалобы основана на неверном толковании и применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решение суда не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы и департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.