ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2018 г. N 88-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области о признании не действующим в части Генерального плана муниципального образования "Спасское сельское поселение", утвержденного решением Совета Спасского сельского поселения Томского района Томской области от 30 декабря 2013 г. N 76,
по апелляционным жалобам Совета Спасского сельского поселения Томского района Томской области и Администрации Спасского сельского поселения Томского района Томской области на решение Томского областного суда от 22 августа 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное образование "Спасское сельское поселение" Томского района Томской области (далее также - Спасское сельское поселение) наделено статусом сельского поселения. В состав территории Спасского сельского поселения входят земли следующих населенных пунктов: с. Батурино, дер. Казанка, с. Коларово, пос. Синий Утес, с. Вершинино, с. Яр (статья 2 Закона Томской области от 12 ноября 2004 г. N 241-ОЗ "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района").
Решением Совета Спасского сельского поселения от 30 декабря 2013 г. N 76 утвержден Генеральный план муниципального образования "Спасское сельское поселение" (далее также - Решение N 76, Генеральный план).
Заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных в урочище "Коларовское" Томского лесничества Томской области, а именно: дер. Казанка - в квартале 1; с. Батурино - в кварталах 4, 5, 7; с. Вершинино - в квартале 11; с. Яр - в кварталах 19, 23, 25.
В обоснование заявленных требований указал, что Генеральный план в части включения в границы населенных пунктов лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), так как не было получено обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в границы земель населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы.
Решением Томского областного суда от 22 августа 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Совет Спасского сельского поселения, Администрация Спасского сельского поселения просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Совет Спасского сельского поселения в апелляционной жалобе указывает на то, что доказательств постановки на кадастровый учет участка лесного фонда урочища "Коларовское" Коларовского участкового лесничества Томского лесничества, установленных в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, в материалах дела не имеется. В отсутствие данных о постановке участка лесного фонда на кадастровый учет, о координатах точек границ этого участка невозможно установить его точное местонахождение для вывода о том, что часть этого участка включена в границы муниципального образования. Кроме того, границы муниципального образования также не установлены, что исключает возможность определить и выявить наложение границ лесного фонда и границ муниципального образования. Сам по себе факт составления плана лесонасаждений не является доказательством того, что указанные на нем земельные участки относятся к землям лесного фонда. Представленный административным истцом акт проверки не может служить доказательством, подтверждающим наложение границ населенных пунктов муниципального образования "Спасское сельское поселение" и земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:888, поскольку последний не содержит описания границ указанных участков, составлен не по результатам проведения кадастровых работ, а на основании материалов лесоустройства, данных публичной кадастровой палаты, являющейся информационным ресурсом, и выезда на местность помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора и специалиста Департамента лесного хозяйства Томской области.
В обоснование доводов жалобы административный ответчик ссылается на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Закон N 172-ФЗ).
Аналогичные доводы содержатся в апелляционной жалобе Администрации Спасского сельского поселения.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 76, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решение N 76 принято уполномоченным органом в надлежащей форме (статьи 6, 25, 44 действовавшего на тот момент Устава муниципального образования "Спасское сельское поселение" Томского района Томской области, принятого решением Совета Спасского сельского поселения от 1 июня 2012 г. N 207) и опубликовано в установленном порядке.
Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенных пунктов: с. Батурино, дер. Казанка, с. Коларово, пос. Синий Утес, с. Вершинино, с. Яр, пос. Крутоярский.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок с кадастровым номером 70:14:0000000:888, из категории земель лесного фонда, общей площадью 275 110 000 кв. м, расположенный по адресу: Томская обл., Томский р-н, Томское лесничество, находится в федеральной собственности, (регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2008 г.).
В ходе мероприятий, осуществленных природоохранной прокуратурой и ФГБУ "Рослесинфорг", установлено наложение границ дер. Казанка, с. Батурино, с. Вершинино, с. Яр Спасского сельского поселения Томского района Томской области и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда урочища "Коларовское" Коларовского участкового лесничества Томского лесничества Томской области.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В период подготовки Генерального плана муниципального образования "Спасское сельское поселение" действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Постановление N 736) Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что в материалах дела отсутствуют доказательства размещения проекта Генерального плана в информационной системе, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не представлено, Судебная коллегия по административным делам находит правильным вывод суда о том, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом.
Доводы апелляционных жалоб воспроизводят позицию представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы о том, что нет подтверждения включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков, опровергаются материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в том числе заключением Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", лесоустроительными планшетами и схемой расположения границ населенных пунктов относительно земель лесного фонда.
Доводы жалоб об отсутствии доказательств постановки на кадастровый учет участка лесного фонда урочища "Коларовское" Коларовского участкового лесничества Томского лесничества опровергаются имеющимися в материалах дела документами, в частности выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон N 172-ФЗ, правильность выводов суда первой инстанции не исключают и не дают оснований для исключения спорных участков из категории земель лесного фонда.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Томского областного суда от 22 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета Спасского сельского поселения Томского района Томской области и Администрации Спасского сельского поселения Томского района Томской области - без удовлетворения.