ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 44-АПА19-37
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Панорама" о признании не действующими со дня принятия решения суда Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143 (в редакции от 26 марта 2019 г.), в части установления территориальной зоны Р-2 в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:22 по апелляционным жалобам Пермской городской Думы VI созыва, администрации города Перми и общества с ограниченной ответственностью "Панорама" на решение Пермского краевого суда от 24 июня 2019 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Панорама" Богданова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Панорама" (далее - ООО "Панорама") обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143 (в редакции от 26 февраля 2019 г.), в части установления территориальной зоны Р-2 в границах принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:22, расположенного по адресу: город Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ново-Гайвинская, 118.
Решением Пермского краевого суда от 24 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из того, что установление территориальной зоны в границах данного участка не соответствуют генеральному плану города Перми, нарушают права административного истца как собственника земельного участка.
В апелляционных жалобах Пермская городская Дума IV созыва и администрация города Перми указывают, что установление территориальной зоны Р-2 в границах принадлежащего обществу земельного участка осуществлено для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования, в этой связи отсутствует несоответствие территориальной зоны рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 функциональному зонированию, предусмотренному генеральным планом.
В апелляционной жалобе ООО "Панорама" указывает, что при принятии решения по делу суд первой инстанции необоснованно не возложил на Пермскую городскую Думу обязанность приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом города Перми путем установления для территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 59:01:0719226:22, градостроительной зоны Ж-3 (зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами), в связи с чем просит решение суда в этой части изменить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Пермского края представлены возражения.
В судебное заседание представители Пермской городской Думы IV созыва, администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу.
Из пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми. В дальнейшем в названные Правила неоднократно вносились изменения. Последние изменения внесены решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2019 г. N 50.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения.
Как следует из материалов дела, ООО "Панорама" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:22, расположенного по адресу: город Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ново-Гайвинская, 118. Согласно Карте градостроительного зонирования города Перми (статья 49 Правил землепользования и застройки), градостроительного плана земельного участка, участок с кадастровым номером 59:01:0719226:22 размещен в территориальной зоне Р-2 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий. Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28 января 2014 г. N 3, территория указанного земельного участка в настоящее время находится в функциональной зоне малоэтажной застройки (СТН-И).
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о несоответствии установленной в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:22 территориальной зоны Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) генеральному плану города Перми, действующему в настоящее время.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального, образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно описанию функциональной зоны СТН-И Генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205, формирование и развитие СТН-И (зоны малоэтажной застройки) должно быть направлено на создание правовых, административных и экономических условий для: преимущественно жилого использования территорий; возможности сочетания блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа и сельского типа не выше трех этажей, а также многоквартирных жилых домов не выше трех этажей в отношении незастроенных территорий; развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.
В силу части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.
Таким образом, установление территориальной зоны Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) противоречит генеральному плану городского округа, ограничивает возможные виды разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, по сравнению с территориальными зонами, соответствующими функциональной зоне СТН-И.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 24 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Пермской городской Думы VI созыва, администрации города Перми и общества с ограниченной ответственностью "Панорама" - без удовлетворения.