ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2019 г. N 4-АПА19-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова Сергея Ивановича о признании недействующими с момента принятия пунктов 18, 28 и 29 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46 (далее - Порядок), по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского областного суда от 23 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Мельникова С.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Правительства Московской области Кавина А.Ю., представителя Министерства социального развития Московской области Грачевой М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - также компенсация) установлены Порядком, размещенным на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mos.ru 12 января 2018 года и опубликованным в изданиях "Ежедневные новости. Подмосковье", N 26, 13 февраля 2018 года, "Информационный вестник Правительства МО", 30 марта 2018 года, N 6 (пункты 1 и 2).
Согласно пункту 18 Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.
Предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) в случаях неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства) (пункт 28 Порядка).
Пунктом 29 Порядка предусмотрено возобновление предоставления компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению.
Мельников С.И., инвалид II группы, обратился с административным исковым заявлением о признании пунктов 18, 28 и 29 Порядка недействующими ввиду их несоответствия положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), считая, что содержащиеся в них нормы препятствуют получению компенсации за оплаченные коммунальные услуги в виде погашения задолженности за прошлое время.
Решением Московского областного суда от 23 июля 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Мельников С.И. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Прокурором, участвующим в деле, Министерством социального развития Московской области представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в пределах полномочий Правительства Московской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, обоснованно не усмотрел несоответствия пунктов 18, 28 и 29 Порядка имеющим большую силу нормативным правовым актам.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается наряду с другими категориями граждан государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом N 181-ФЗ, определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 поименованного закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 этой статьи).
Федеральным законом N 181-ФЗ установлено, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами определяют форму предоставления указанных мер социальной поддержки (части 1 и 6 статьи 28.2).
Анализ названных федеральных норм в их системном единстве подтверждает правильность суждения суда первой инстанции о том, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в частях 13 и 14 статьи 17 Федерального закона N 181, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое разъяснение правовой природы названной меры социальной поддержки содержится в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования о признании недействующими оспариваемых пунктов Порядка, содержащих правовое регулирование предоставления компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении данными гражданами соглашений по ее погашению, а также порядок возобновления ее выплаты после приостановления в связи с задолженностью в течение трех месяцев подряд.
Является верным заключение суда первой инстанции о том, что оспариваемые региональные нормы, содержащие общее правило для всех категорий граждан, нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом N 181-ФЗ, поскольку отсутствие в них указания на выплату компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных в связи с погашением задолженности за прошлое время, не является препятствием для получения компенсации таких расходов в размере 50 процентов.
Право получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлено имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральным законом, согласно которому средства на реализацию такой меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, объем которых определяется, в первую очередь, исходя из числа лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки (части 2 - 4 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, не установлено таковых и Судебной коллегией.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова Сергея Ивановича - без удовлетворения.