ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2019 г. N 75-АПА19-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафронова Александра Николаевича о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия"
по апелляционной жалобе Правительства Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Сафронова А.Н. по доверенности Гулевич Я.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия" (далее - Постановление N 298-П) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия согласно приложению N 1; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Республики Карелия согласно приложению N 2; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Республики Карелия согласно приложению N 3.
Пунктом 1583 раздела "Петрозаводский городской округ (часть 1)" приложения N 1 к Постановлению N 298-П утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером < ... > в размере < ... > руб. < ... > коп., пунктом 1657 - объекта с кадастровым номером < ... > в размере < ... > руб. < ... > коп., пунктом 2122 - объекта с кадастровым номером < ... > в размере < ... > руб. < ... > коп., пунктом 2580 - объекта с кадастровым номером < ... > в размере < ... > руб. < ... > коп., пунктом 7334 - объекта с кадастровым номером < ... > в размере < ... > руб. < ... > коп.
Сафронов А.Н. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании пунктов 1583, 1657, 2122, 2580, 7334 раздела "Петрозаводский городской округ (часть 1)" приложения N 1 к Постановлению N 298-П недействующими.
Требования мотивировал тем, что является собственником указанных объектов, качественные характеристики которых отсутствовали. По мнению административного истца, включение спорных объектов в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, произведено с нарушением процедуры, предусмотренной статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в связи с чем является недействующим в соответствующей части нормативный правовой акт, утвердивший результаты кадастровой стоимости этих объектов.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 2 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 298-П в оспариваемой части признано не действующим с даты принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Карелия просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает на применение не подлежащего применению в рассматриваемом деле Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 87. Согласно отчету об определении кадастровой стоимости принадлежащие Сафронову А.Н. здания были отнесены к группе 12 "Объекты иного назначения", включающей в том числе объекты, назначение которых не установлено.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 НК РФ данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 298-П) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного закона.
Постановлением N 298-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сафронов А.Н. на основании договоров купли-продажи от 8 декабря 2016 г. и 31 марта 2017 г. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами < ... > , кадастровая стоимость которых Постановлением N 298-п определена в размере < ... > , соответственно.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из допущенного при проведении государственной кадастровой оценки нарушения статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности, поскольку основания для включения объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности и не имеющих с 2001 г. качественную характеристику "назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом)", в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отсутствовали, в связи с чем является незаконным нормативный правовой акт, утвердивший результаты кадастровой стоимости в этой части.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что указанные выводы основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, оспариваемое в части Постановление N 298-П принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
На основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, реализовывал орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), приказом которой от 18 августа 2011 г. N П/313 "Об организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в 71 субъекте Российской Федерации в 2011 - 2012 годах" был утвержден перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (за исключением земельных участков), а также перечень субъектов Российской Федерации, в который вошла Республика Карелия.
8 ноября 2011 г. Росреестром заключен государственный контракт N 155Д с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 22 ноября 2011 г.
Подготовленный отчет об оценке от 8 июня 2012 г. N 01-ГКООН-10-2012 получил положительное экспертное заключение. Постановлением N 298-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки, оспариваемый нормативный правовой акт надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действовавшего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности, несоответствием которой оспариваемого нормативного правового акта суд мотивировал свое решение, в редакции, действовавшей в период формирования перечня, перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (часть 2). При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (часть 3).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 358 утверждены Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций при формировании перечня объектов оценки на основании сведений государственного земельного кадастра и единого государственного реестра объектов капитального строительства территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации указываются учетные количественные и качественные характеристики объектов оценки. Перечень объектов оценки формируется в разрезе видов объектов оценки. При формировании перечня объектов оценки обеспечивается: полнота сведений по географическому признаку (в перечне представляются данные обо всех объектах оценки, расположенных на оцениваемой территории); полнота сведений об учетных характеристиках объектов оценки; непротиворечивость данных.
Организация формирования и предоставления перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки регулируется приказом Росреестра от 25 марта 2011 г. N П/89 "О формировании и предоставлении перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки" (далее - Приказ N П/89), согласно пункту 2.4 приложения N 2 которого в сведениях об объектах недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, в том числе, назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание.
Пунктом 2.3 указанного приложения источниками для подготовки сведений об объектах недвижимости определены:
1) сведения и содержащие данные сведения документы государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра объектов капитального строительства;
2) сведения иных фондов данных, баз данных и документов, имеющихся в распоряжении управления Росреестра по субъекту Российской Федерации и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъекту Российской Федерации, в случае если сведения, предусмотренные пунктом 2.4, отсутствуют в указанных кадастре и реестре.
По результатам проведенного анализа сведений об объектах недвижимости формируются три перечня объектов недвижимости:
- перечень объектов недвижимости с полными и непротиворечивыми количественными и качественными характеристиками - перечень N 1;
- перечень объектов недвижимости с неполными и противоречивыми количественными и качественными характеристиками - перечень N 2;
- перечень объектов недвижимости с дублирующимися сведениями - перечень N 3 (пункт 3 приложения N 2 к Приказу N П/89).
Вопреки выводам суда, принадлежащие Сафронову А.Н. объекты недвижимости не подлежали включению в перечень объектов недвижимости, не подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включаются сведения об объектах недвижимости, указанные в перечне N 2, по которым не внесены полные и непротиворечивые количественные и качественные характеристики объектов недвижимости.
Имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о них соответствовали полным и непротиворечивым количественным и качественным характеристикам, в частности, назначение зданий указано как нежилое.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" исходит из того, что Единый государственный реестр недвижимости (имеющий в своем составе кадастр недвижимости) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с этим федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1); сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 4 статьи 62). Аналогичное регулирование было ранее закреплено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, поскольку использованные при формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о назначении принадлежащих административному истцу зданий (нежилые) соответствуют данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, оснований для выводов о нарушении статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности и невозможности включения этих объектов недвижимости в указанный перечень, не имеется.
Исходя из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ), одним из которых является достоверность сведений, решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 мая 2005 г. по делу по иску прежнего собственника объектов недвижимости к ГУП РГЦ "Недвижимость" о признании выполненных в отношении этих объектов инвентаризационных работ работами ненадлежащего качества и обязании предоставить в налоговый орган сведения о том, что спорные здания не подлежат оценке для целей налогообложения, правового значения применительно к рассматриваемому делу об оспаривании нормативного правового акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не имеет.
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, установленное Судебной коллегией отсутствие оснований для признания Постановления N 298-П не действующим в оспариваемой части не исключает для административного истца возможности защиты нарушенных прав путем предъявления соответствующих требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости либо в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости данных о виде разрешенного использования нежилых зданий не препятствовала проведению в отношении них оценки.
Согласно пунктам 6, 7 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508 (далее - ФСО N 4), для целей этого Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя в том числе этап группировки объектов оценки.
При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки (пункт 16 ФСО N 4).
В процессе проведения государственной кадастровой оценки здания, принадлежащие в настоящее время административному истцу, были отнесены оценщиком к 12-й группе "Объекты иного назначения". Обоснование выбора показателей, значений или диапазона значений данных показателей при проведении группировки в отчете об оценке от 8 июня 2012 г. N 01-ГКООН-10-2012 приведено.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с кадастровыми номерами < ... > утверждены с соблюдением установленного порядка, и оспариваемое Постановление N 298-П нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 июля 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Сафронова Александра Николаевича о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия" отказать.