ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2019 г. N 8-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Самариной Е.А. о признании не действующим постановления Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 г. N 704-п в части его применения в отношении земельного участка с кадастровым номером < ... > по апелляционной жалобе Самариной Е.А. на решение Ярославского областного суда от 09 августа 2019 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Самарина Е.А. обратилась в суд с административным иском к Правительству Ярославской области о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 г. N 704-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в части его применения в отношении земельного участка с кадастровым номером < ... > , расположенного по адресу: город < ... > (напротив дома 51), относящегося к землям населенных пунктов, собственником которого она является.
В обоснование заявленного требования Самарина Е.А. указала, что постановление принято с нарушением срока утверждения результатов государственной кадастровой оценки, установленного статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности, что повлекло взыскание с нее земельного налога за 2016 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей до 01 января 2017 года и значительно превышающей новую кадастровую стоимость, которая стала применяться с 01 января 2017 г.
Решением Ярославского областного суда от 09 августа 2019 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято в установленном законом порядке, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца.
Не согласившись с решением суда, Самарина Е.А. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ярославской области представлены возражения.
Представители административного истца, Правительства Ярославской области, ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) определен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
05 февраля 2015 г. постановлением Правительства Ярославской области N 103-п принято решение о проведении в 2015 году на территории Ярославской области государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области по состоянию на 01 января 2015 г. Функции заказчика работ по определению кадастровой стоимости земельных участков были переданы департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, который 15 июня 2015 г. заключил с ООО "КурсИнвест" государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель указанных населенных пунктов.
Согласно пункту 3 постановления N 103-п в срок до 24 ноября 2015 г. представить на утверждение в Правительство области результаты проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.
Как следует из материалов дела 24 мая 2016 г. исполнителем ООО "КурсИнвест" в департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представлен отчет от 28 сентября 2015 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области, а также положительное экспертное заключение от 19 мая 2016 г. Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов" на отчет. Акт сдачи-приема выполненных работ составлен 30 мая 2016 г.
22 июня 2016 г. Правительством Ярославской области принято оспариваемое постановление N 704-п, в соответствии которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером < ... > на 01 января 2015 года составляет < ... > руб. (пункт 42788 приложения I постановления), опубликованное 24 июня 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http//www.pravo.gov.ru и в издании "Документ-Регион" N 58 от 06 июля 2016 г.
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером < ... > внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08 июля 2016 г.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 06 июня 2016 г.) исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение сорока пяти рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.
Согласно абзацу первому статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Исполнитель государственного контракта на проведение государственной кадастровой оценки земельных участков 24 мая 2016 г. представил в департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области отчет от 28 сентября 2015 г., а также положительное экспертное заключение на отчет от 19 мая 2016 г. Акт сдачи-приема выполненных работ составлен 30 мая 2016 г.
Постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков принято 22 июня 2016 г. N 704-п по состоянию на 01 января 2015 г.
Вместе с тем при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку перечень земельных участков на территории Ярославской области, подлежащих государственной кадастровой оценке сформирован по состоянию на 01 января 2015 г., то датой определения кадастровой стоимости земельных участков является дата по состоянию на 01 января 2015 г.
Таким образом, требования статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком не нарушены.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона, постановление Правительства Ярославской области N 704-п принято в установленный для утверждения результатов государственной кадастровой оценки срок.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о нарушении сроков выполнения работ по кадастровой оценки земельных участков, установленных в постановлении правительства от 05 февраля 2015 г. N 103-п, в государственном контракте от 15 июня 2015 г., являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны не влекущими отмену оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 09 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Самариной Елены Александровны - без удовлетворения.