ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2019 г. N 8-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества "Ярославский радиозавод", общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и здоровья Кстово", акционерного общества "Техническая бумага", акционерного общества "Корд", закрытого акционерного общества "Санаторий имени Воровского" о признании не действующим в части Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 16 июня 2017 г. N 480-п "О взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.07.1997 N 172-п",
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Ярославский радиозавод", общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и здоровья Кстово", акционерного общества "Техническая бумага", акционерного общества "Корд", закрытого акционерного общества "Санаторий имени Воровского" на решение Ярославского областного суда от 20 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества "Ярославский радиозавод", общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и здоровья Кстово", акционерного общества "Техническая бумага", акционерного общества "Корд", закрытого акционерного общества "Санаторий имени Воровского" - Балашова А.А., Барыкиной И.В., Гогиной О.А., Завьялова М.Ф., Кузнецовой Н.Ю., Смирнова О.А., Чезловой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Правительства Ярославской области Бергер М.В., Ситкиной С.О., Скворцова И.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Ярославской области от 16 июня 2017 г. N 480-п "О взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.07.1997 N 172-п" (далее также - Постановление N 480-п) утверждены Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области (далее также - Порядок взимания платы) и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный залповый сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения Ярославской области.
Пунктом 5.1 Порядка взимания платы установлен порядок расчета платы абонентов за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях (Пснсзв), при отсутствии залпового сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод согласно приведенной в нем формуле, включающей в том числе коэффициент компенсации, учитывающий дополнительные затраты организации (Кк), равный 30.
Пункт 5.3 Порядка взимания платы регулирует определение стоимости услуг организации по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных залповых концентрациях (Пснзсзв) и (или) вещества, материалы, отходы, сточные воды, запрещенные к сбросу (Пзс), согласно приведенной в нем формуле, и порядок оплаты указанных услуг.
Публичное акционерное общество "Ярославский радиозавод" (далее также - ПАО "Ярославский радиозавод") обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании Порядка взимания платы не действующим в части:
- установления в абзаце первом пункта 5.1 коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации;
- абзаца первого пункта 5.3;
- абзаца первого пункта 5.1 и абзаца первого пункта 5.3 в той мере, в какой они допускают взимание с абонента платы за сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, при отсутствии у организации, осуществляющей водоотведение, обязательств по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхнормативного или сверхлимитного сброса.
Требования мотивированы тем, что административный истец является абонентом по заключенному с акционерным обществом "Ярославльводоканал" договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в коммунальную канализацию, вносит по этому договору в том числе плату за прием в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества.
По мнению ОАО "Ярославский радиозавод", Постановление N 480-п в оспариваемой части не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее также - Постановление N 1310), было принято с нарушением Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, оценки фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 29 декабря 2012 г. N 1561-п.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и здоровья Кстово" (далее также - ООО "Центр отдыха и здоровья Кстово"), акционерное общество "Техническая бумага" (далее также - ООО "Техническая бумага"), акционерное общество "Корд" (далее также - АО "Корд") и закрытое акционерное общество "Санаторий имени Воровского" (далее также - ЗАО "Санаторий имени Воровского") обратились в суд с аналогичными требованиями об оспаривании абзаца первого пункта 5.1 и пункта 5.3 Порядка взимания платы.
Определением от 27 ноября 2018 г. дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Ярославского областного суда от 20 декабря 2018 г. административные исковые заявления удовлетворены частично: абзац седьмой пункта 5.3 Порядка признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу; в остальной части в удовлетворении требований административных истцов отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Ярославский радиозавод", ООО "Центр отдыха и здоровья Кстово", АО "Техническая бумага", АО "Корд", ЗАО "Санаторий имени Воровского" просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование приводят доводы, аналогичные изложенным в административных исковых заявлениях. Не соглашаются с выводом суда об экономической обоснованности установленной Постановлением N 480-п платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Указывают, что экономическим основанием такой платы должен являться ущерб окружающей среде, а не расходы на очистку сточных вод. Обращают внимание, что соответствующие расходы учитываются при тарифном регулировании в составе необходимой валовой выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Полагают, что представленными в материалы дела доказательствами экономическая обоснованность коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, и формулы для определения стоимости услуг организации по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных залповых концентрациях, не подтверждена. В жалобе также обращается внимание на отказ суда в удовлетворении заявленных административными истцами ходатайств, что, по их мнению, привело к неполному выяснению обстоятельств по делу.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Правительством Ярославской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2, 22, 23 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела (далее - Закон N 416-ФЗ).
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов (статья 3 Закона N 416-ФЗ).
По договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (статья 14 Закона N 416-ФЗ).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов (части 1 и 4 статьи 26 Закона N 416-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 28 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие водоотведение, абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов (части 1 и 2 статьи 27 Закона N 416-ФЗ).
К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и иных микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежит на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230).
Установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167).
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее также - Правила холодного водоснабжения и водоотведения), предусмотрен перечень абонентов, обязанных осуществлять локальную очистку сточных вод, однако данная обязанность направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов. Утверждение этих Правил не отменяет действия пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 - 71 Правил N 167, и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 480-п, изданным во исполнение Правил N 167 и Постановления N 1310, утверждены Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный залповый сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения Ярославской области.
Установив, что порядок и сроки оплаты услуг организации по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных залповых концентрациях и (или) вещества, материалы, отходы, сточные воды, запрещенные к сбросу, в силу абзаца третьего пункта 1 Постановления N 1310, пункта 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" подлежат регулированию в соответствии с заключенными договорами, суд первой инстанции пришел к выводу о признании абзаца седьмого пункта 5.3 Порядка взимания платы недействующим.
Решение суда в этой части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании пункта 5.1 Порядка взимания платы в части установления коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, суд первой инстанции пришел к выводу, что коэффициент компенсации, учитывающий дополнительные затраты организации, направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия, путем повышения качества очистки сточных вод; применение данного коэффициента имеет целью возмещение дополнительных затрат организаций водопроводно-канализационного хозяйства, которые они вынуждены нести при очистке сверхнормативных сточных вод и загрязняющих веществ, подлежащих после очистки сбросу в сточные водоемы. При этом суд указал, что оснований для утверждения о том, что коэффициент компенсации, равный 30, установлен без какого-либо экономического обоснования, не имеется, поскольку он определен в диапазоне размеров, предложенных организациями, оказывающими услуги по приему и очистке сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
С указанными выводами Судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. по гражданскому делу N ГКПИ00-1448 об оставлении без удовлетворения заявления закрытого акционерного общества "Ремонтно-механический завод" о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, являются платой за услуги по гражданско-правовым договорам, оказываемые данной организацией.
Повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, подлежащая внесению абонентом, является компенсацией владельцу очистных сооружений расходов по очистке и представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
Действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета и взимания платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ и не ограничивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выборе мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде.
Однако отсутствие единых правил установления платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ не может рассматриваться как возможность определения такой платы исключительно по усмотрению уполномоченных органов и не предполагает произвольных действий этих органов.
Данные полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не являются произвольными и могут быть реализованы только на основе анализа целесообразности и экономической обоснованности указанных платежей, а также, в силу статьи 3 Закона N 416-ФЗ, с учетом сбалансированности интересов абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Как следует из утвержденной в пункте 5.3 Порядка взимания платы формулы, плата абонентов за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях (Пснсзв) определяется путем умножения разницы фактической концентрации (Фki) и допустимой концентрации загрязняющего вещества в составе сточных вод (Дki) на ставку платы за сброс загрязняющего вещества в водные объекты (Ni) и объем сточных вод (Q), с учетом перевода объема в т/куб. м и применения повышающего коэффициента за превышение допустимой концентрации (Кп), равного 25, и коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации (Кк), равного 30.
В данной формуле в качестве экономического воздействия на абонента за сверхнормативную концентрацию загрязняющих веществ выступает повышающий коэффициент (Кп).
Необходимость введения дополнительного коэффициента компенсации (Кк), оспариваемого административными истцами, и его экономическое обоснование подтверждения не имеют.
При наличии повышающего коэффициента (Кп) включение в формулу дополнительно оспариваемого коэффициента не соответствует правовому регулированию, целью которого является уменьшение негативного воздействия на окружающую среду посредством мер экономического воздействия за ущерб.
Поскольку повышенный платеж за сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, входит в состав поступающей в распоряжение организаций, оказывающих услуги по приему в систему канализации и очистке поступивших сточных вод, платы за оказанную услугу по водоотведению, он должен быть экономически обоснован. Иное противоречит общим условиям определения оплаты за оказываемую услугу и приведет к неосновательному обогащению организаций, оказывающих услуги по водоотведению. При этом данный повышающий размер оплаты должен быть экономически обоснован как с точки зрения возможного причинения ущерба окружающей среде, так и необходимых организации водопроводно-канализационного хозяйства средств для предотвращения возможности причинения окружающей среде указанного ущерба.
Обозначение коэффициента компенсации (Кк) как учитывающего дополнительные затраты организации предполагает необходимость наличия экономического обоснования таких затрат, в частности при конкретном факте нарушения допустимых концентраций, поскольку согласно формуле плата (Пснсзв) зависит от объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение допустимых значений показателей и концентраций.
В качестве такого обоснования Правительством Ярославской области использовались предоставленные организациями водопроводно-канализационного хозяйства (при этом не всеми из числа осуществляющих деятельность) предложения о размере коэффициента (28,9; 31,21; 99,5), рассчитанные от размера денежных средств, необходимых для реконструкции очистных сооружений при равномерном распределении за период 2017 - 2025 гг.
Вопреки выводам суда первой инстанции, подобное обоснование, учитывая, что в силу пункта 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены указанными Правилами, равно как и выбор значения коэффициента в диапазоне размеров, предложенных организациями, не является надлежащим.
Согласно пункту 5.3 Порядка взимания платы стоимость услуг организации по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных залповых концентрациях (Пснзсзв) и (или) вещества, материалы, отходы, сточные воды, запрещенные к сбросу (Пзс), определяется путем произведения коэффициента компенсации (5 - при первичном нарушении, 10 - при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения по тому же показателю, 25 - при последующих нарушениях в течение года по тому же показателю) (Кк), утвержденного для организации водопроводно-канализационного хозяйства тарифа на водоотведение (Т) и объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск (Q).
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании пункта 5.3 Порядка взимания платы, суд первой инстанции указал, что коэффициенты компенсации не превышают размеров, установленных пунктом 120 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, содержащим формулу, по которой определяется размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае, если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 данных правил, запрещающим производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. Исходя из выводов суда, учитывая, что установленный механизм является компенсацией расходов за исключение негативного воздействия на окружающую среду, установление размеров коэффициента таких же, как за вред, причиненный системам канализации, оснований для утверждения о необоснованности установления размеров коэффициента не имеется.
Оценивая правовую природу установленной пунктом 120 Правил холодного водоснабжения и водоотведения платы, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 4 апреля 2018 г. N АКПИ18-73 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 120, 123, 123.1, 123.3, 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, указал, что данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Основным принципом охраны окружающей среды, установленным статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности.
Воспроизведение в оспариваемом Порядке взимания платы формулы из Правил холодного водоснабжения и водоотведения в целях ее применения к платежам по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных залповых концентрациях (Пснзсзв) и (или) вещества, материалы, отходы, сточные воды, запрещенные к сбросу (Пзс), фактически устанавливает двойную оплату за одно и то же нарушение, поскольку обоснования мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, не имеет, при этом допускает одинаковый порядок расчета как для случаев сброса в сверхнормативных залповых концентрациях (Пснзсзв), так и для сбросов веществ, материалов, отходов, сточных вод, запрещенных к сбросу (Пзс), и не предусматривает дифференцированного подхода к определению платы в зависимости от категории загрязняющего вещества или вещества, запрещенного к сбросу.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые положения Постановления N 480-п, устанавливающие произвольное правовое регулирование спорных правоотношений, не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в части отказа в удовлетворении требований административных истцов и принятия нового решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 20 декабря 2018 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований публичного акционерного общества "Ярославский радиозавод", общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и здоровья Кстово", акционерного общества "Техническая бумага", акционерного общества "Корд", закрытого акционерного общества "Санаторий имени Воровского" отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым признать не действующими с даты принятия настоящего определения пункт 5.1 в части установления коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, равного 30, и абзацы 1 - 6 пункта 5.3 Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 16 июня 2017 г. N 480-п "О взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.07.1997 N 172-п".
В остальной части решение суда оставить без изменения.