ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2019 г. N 31-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя главы Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики - заместителя председателя Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июля 2019 года, которым частично удовлетворен административный иск Тимофеева Анатолия Николаевича о признании недействующим решения Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от 13 июня 2018 года N 125/3 "Об установлении тарифов на содержание и ремонт жилья", о взыскании расходов по уплате государственной пошлины, на оплату экспертизы и на проезд.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики Егорова П.П., представителя ООО "Управляющая компания "Доверие" Носова А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы Тимофеева А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
13 июня 2018 года Собранием депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики принято решение N 125/3 "Об установлении тарифов на содержание и ремонт жилья" (далее - решение).
Нормативный правовой акт опубликован 14 июня 2018 года в печатном издании "Козловский вестник" N 17.
Названным решением утверждены и введены в действие с 1 июля 2018 года тарифы на содержание и ремонт жилья (за 1 кв. м общей площади в рублях и копейках без НДС) по типам жилых домов:
- жилые дома благоустроенные (1 вид благоустройства) - 15 руб. 60 коп.;
- жилые дома с частичным благоустройством (2 вид благоустройства) - 12 руб. 23 коп.,
а также утверждены калькуляционные статьи затрат в тарифах на содержание и ремонт жилья согласно приложению 1 (размер тарифа за содержание и ремонт жилья Козловского городского поселения для многоквартирных домов с 1 видом благоустройства) и приложению 2 (размер тарифа за содержание и ремонт жилья Козловского городского поселения для многоквартирных домов с 2 видом благоустройства).
Тимофеев А.Н. обратился в суд с административным иском о признании недействующим и отмене решения, мотивируя требования тем, что орган местного самоуправления при принятии данного решения вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации право органа местного самоуправления на установление тарифа возникает только в случае непринятия такого решения на общем собрании собственников. Между тем в многоквартирных домах г. Козловка ни по инициативе собственников, ни по инициативе управляющей компании общие собрания по данным вопросам не были проведены. Статья 161 указанного Кодекса обязывает орган местного самоуправления не позднее месяца до истечения срока на управление многоквартирным домом созвать общее собрание жильцов для решения вопроса о выборе управляющей компании, перечне работ и установлении тарифов на содержание дома, чего не было сделано, хотя срок управления домами у ООО "Управляющая компания "Доверие" истек в марте 2018 года.
При принятии оспариваемого решения административным ответчиком нарушен порядок ценообразования в сфере ЖКХ, то есть нарушены права потребителей на участие в определении видов работ по содержанию и ремонту дома и самостоятельному определению тарифа на эти услуги. По истечении срока действия договора на управление многоквартирным домом ООО "Управляющая компания "Доверие" не имело права на представление предложений по установлению нового тарифа, а пролонгация договора на управление не могла быть произведена, поскольку данная управляющая компания не отчиталась перед собственниками о выполнении работ за предыдущий период. На 2018 год установлен предел роста тарифов на коммунальные услуги и содержание жилья в размере 4%, тогда как в оспариваемом акте единовременно рост тарифа произведен на 36%. Таким образом, действиями органа местного самоуправления нарушены права административного истца на выбор управляющей организации, определение и установление перечня необходимых работ по дому, стоимости заказываемых работ.
Кроме того, административный истец просил взыскать расходы: по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату экспертизы в сумме 30000 рублей и расходов на проезд в размере 1536 рублей, а также восстановить процессуальный срок на обращение в суд с административным иском, пропущенный по уважительной причине, поскольку об обжалуемом решении он узнал лишь на митинге 26 июня 2018 года.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июля 2019 года административный иск удовлетворен частично. Оспариваемое решение признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, с Собрания депутатов взысканы расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и оплатой проведенной экспертизы в сумме 30000 рублей. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе заместитель главы Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики - заместитель председателя Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 22 Устава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления Козловского городского поселения входят, в том числе глава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, Собрание депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики (далее - Собрание депутатов), администрация Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
Уставом также установлено, что глава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики подписывает и обнародует нормативные правовые акты принятые Собранием депутатов (пункт 2 части 4 статьи 23); в исключительной компетенции Собрания депутатов находится: установление размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений Козловского городского поселения, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом (пункт 11 части 1 статьи 25), принятие решения об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 6 части 6 статьи 25); полномочия председателя Собрания депутатов исполняет глава Козловского городского поселения (статья 29).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27 марта 2015 года между администрацией Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики и ООО "Управляющая компания "Доверие" заключены договоры управления многоквартирными домами, сроком на три года. Следовательно, срок управления многоквартирными домами у данной управляющей компании истекал 27 марта 2018 года, до которого собственники помещений в этих домах в силу требований статей 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должны определиться с выбором управления многоквартирным домом, принять решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
12 февраля 2018 года ООО "Управляющая компания "Доверие" на сайте ГИС ЖКХ-Регион разместила информацию о проведении 20 февраля 2018 года в актовом зале администрации Козловского района собрания собственников помещений в многоквартирных домах с целью принятия решения об установлении нового экономически обоснованного размера платы за содержание и текущий ремонт, указав также на то, что в случае непринятия данного решения размер платы за содержание и ремонт жилого помещения будет установлен органом местного самоуправления.
20 февраля 2018 года собственники помещений в многоквартирных домах на собрание не явились, о чем составлен соответствующий акт.
При таких данных, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме муниципального нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого решения Совета депутатов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил следующее.
Жилищным Кодексом Российской Федерации предписано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (части 2 и 4 статьи 154). Указанная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (части 1 и 7 статьи 156).
Указания по определению размера платы за содержание жилого помещения содержатся в пунктах 3 и 4 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 213/пр.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном (далее - Минимальный перечень услуг и работ) и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, такие доказательства в материалы дела не представлены.
В целях полного и всестороннего разрешения дела судом первой инстанции была назначена по делу судебная финансово-экономическая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение. Из данного заключения следует, что оспариваемым решением утвержден тариф, в который не включены работы, предусмотренные пунктами 1 - 13, 15 - 17, 20, 26 - 30 Минимального перечня услуг и работ, но в то же время этим тарифом предусмотрено страхование общего имущества многоквартирного дома, что приведенным перечнем не установлено. По каждой позиции, подлежащей учету при определении экономически обоснованного размера тарифов, экспертом приведено подробное описание, но ввиду непредставления ООО "Управляющая компания "Доверие" необходимой документации в полном объеме их расчет не приведен.
Отметив, что экспертиза проведена без нарушений, экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, экспертное заключение не содержит неясностей и противоречий, включает обоснованные выводы по поставленным вопросам и соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд констатировал, что надлежащих доказательств, опровергающих выводы эксперта, ответчиком не представлено.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда первой инстанции, лицами, участвующими в деле, не приведено.
Представленное Судебной коллегии заключение эксперта от 20 ноября 2019 года, выполненное специалистом (экспертом) АНО "Бюро научных экспертиз" по результатам проведенного исследования по определению экономически обоснованного размера тарифа на содержание и ремонт жилья по многоквартирным домам, расположенным в г. Козловка Чувашской Республики, не является надлежащим доказательством, поскольку составлено на основании технической документации многоквартирных домов, находящихся в управлении не ООО "Управляющая компания "Доверие", а ООО "Управляющая компания "Домовой", а также договоров оказания услуг, трудовых и гражданско-правовых договоров, заключенных с данной управляющей компанией.
При таких данных суд обоснованно удовлетворил заявленные требования в части, признав не действующим с момента вступления решения суда в законную силу оспариваемое решение, взыскав с Собрания депутатов расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и проведением экспертизы, и отказав в удовлетворении иска о взыскании расходов на проезд, ввиду недоказанности их несения.
В целях обеспечения исполнения решения суда в части взыскания судебных расходов, Судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов за счет средств бюджета Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя главы Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики - заместителя председателя Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики - без удовлетворения.