ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2019 г. N 35-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Кириллова В.С., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре - помощнике судьи Садуновой В.А.
рассмотрела административное дело по административным искам Буракова Сергея Леонидовича и общества с ограниченной ответственностью "Империя-2" о признании не действующими подпунктов 14, 25 пункта 3 Перечня муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность, в том числе собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 30 декабря 2008 г. N 255 по апелляционной жалобе Ржевской городской Думы на решение Тверского областного суда от 8 мая 2019 г., которым административные иски удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Ржевской городской Думы Худяшова Б.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Ржевской городской Думы от 30 декабря 2008 г. N 255 (в редакции решений Ржевской городской Думы от 24 ноября 2011 г. N 150, от 26 апреля 2012 г. N 191, от 25 октября 2018 г. N 256) утвержден Перечень муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность, в том числе собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество (далее - Перечень муниципального имущества), в подпунктах 14 и 25 пункта 3 которого указаны нежилые помещения, расположенные по адресам: Тверская обл., г. Ржев, ул. Ленина, д. 28 (арендатор ООО "Империя-2); г. Ржев, ул. Советская площадь, д. 4 (арендатор Бураков С.Л.).
Общество с ограниченной ответственностью "Империя-2" и индивидуальный предприниматель Бураков С.Л. обратились в суд с административными исками о признании указанного Перечня муниципального имущества не действующим в части включения в него названных выше объектов недвижимости.
Заявленные требования мотивировали тем, что на основании оспариваемого нормативного правового акта Комитет по управлению имуществом города Ржева Тверской области отказал в удовлетворении поданных ими заявлений о приобретении в собственность вышеуказанных нежилых помещений, используемых ими на основании договоров аренды.
Административные истцы полагали включение арендуемых ими помещений в оспариваемый Перечень муниципального имущества незаконным, поскольку решение об утверждении данного перечня принято в нарушение положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ) и повлекло лишение их предоставленного данным Федеральным законом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, что создает препятствия в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Решением Тверского областного суда от 8 мая 2019 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ржевской городской Думой ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неверного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Тверской области представлены возражения.
Бураков С.Л., ООО "Империя-2" и Комитет по управлению имуществом города Ржева, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившего возражения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Ржевской городской Думы от 30 декабря 2008 г. N 255 утвержден Перечень муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность, в том числе собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, в подпунктах 14 и 25 пункта 3 которого указаны нежилые помещения, расположенные по адресам: Тверская область, г. Ржев, ул. Ленина, д. 28, г. Ржев, ул. Советская площадь, д. 4.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Империя-2" арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: Тверская обл., г. Ржев, ул. Ленина, д. 28 на основании договора аренды, заключенного 17 июля 2015 года с Комитетом по управлению имуществом города Ржева на срок до 16 июля 2022 года.
Индивидуальный предприниматель Бураков С.Л. арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: Тверская обл., г. Ржев, ул. Советская площадь, д. 4 на основании договора аренды, заключенного 29 января 2013 года с Комитетом по управлению имуществом города Ржева на срок до 28 января 2023 года.
Указанные нежилые помещения не были приобретены или построены за счет муниципального образования, а поступили в муниципальную собственность в процессе разграничения общегосударственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Решением Ржевской городской Думы от 28 ноября 2016 г. N 132 был утвержден Перечень муниципального имущества города Ржева Тверской области, свободного от прав третьих лиц.
Пунктом 1.3 Порядка формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 27 октября 2016 г. N 120 предусмотрено право отчуждения муниципального имущества, включенного в указанный выше Перечень на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ.
Арендуемые истцами нежилые помещения не были включены в указанный Перечень муниципального имущества города Ржева Тверской области, утвержденный решением Ржевской городской Думы от 28 ноября 2016 г. N 132.
4 декабря 2018 г. ООО "Империя-2", а 20 февраля 2019 г. индивидуальный предприниматель Бураков С.Л. обратились в Комитет по управлению имуществом города Ржева Тверской области с заявлениями о передаче в собственность на преимущественной основе арендуемых помещений.
Письменными ответами Комитета по управлению имуществом города Ржева Тверской области от 10 декабря 2018 г. и 27 февраля 2019 г. в удовлетворении указанных заявлений было отказано по мотиву включения спорных помещений в Перечень муниципального имущества, не подлежащего отчуждению.
Полагая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Перечень муниципального имущества, утвержденный решением Ржевской городской Думы от 30 декабря 2008 г. N 255 в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в том числе органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе нежилых помещений, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами).
При рассмотрении данного дела определено, что правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, урегулированы нормами Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность названных субъектов в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 4.1 этой же статьи предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них муниципального имущества, устанавливаются муниципальными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства право выкупить арендуемое имущество как включенное в упомянутый перечень, так и не включенное в него. Данному праву корреспондирует обязанность органа местного самоуправления рассмотреть заявление о выкупе имущества и удовлетворить его в установленном порядке, следовательно, выводы суда первой инстанции о противоречии оспариваемого Перечня нормам права, имеющим большую юридическую силу, является правильными.
Кроме того, следует отметить, что приведенное выше федеральное законодательство не наделяет представительный орган местного самоуправления полномочиями по утверждению перечней муниципального имущества, отчуждение которого запрещается, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих данное имущество.
При таких установленных по делу обстоятельствах и с учетом вышеприведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в указанной административными истцами части, что соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции в полной мере согласуются с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, в связи с чем нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Тверского областного суда от 8 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ржевской городской Думы - без удовлетворения.