ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2020 г. N 44-АПА19-55
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 5 декабря 2018 г. N 218-т "О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 N 359-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)", от 5 декабря 2018 г. N 237-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)", от 5 декабря 2018 г. N 238-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Пермского краевого суда от 9 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" Лапочкина Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края, тарифный орган) от 20 декабря 2017 г. N 359-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)" (далее - Постановление N 359-т) установлены обществу с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - ООО "ПУ ЖКХ", Общество) тарифы на тепловую энергию (мощность) согласно приложению 2.
Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 г. N 218-т "О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 N 359-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)" (далее - Постановление N 218-т) в связи с произведенной корректировкой долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2019 г. приложение 2 к Постановлению N 359-т изложено в новой редакции.
Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 г. N 237-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)" (далее - Постановление N 237-в) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "ПУ ЖКХ" для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации согласно приложениям 1, 2; утверждены производственные программы ООО "ПУ ЖКХ" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 гг. согласно приложениям 3, 4; установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. включительно согласно приложению 5.
Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 г. N 238-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)" (далее - Постановление N 238-вг) утверждена производственная программа ООО "ПУ ЖКХ" в сфере горячего водоснабжения на 2019 г. согласно приложению 1, установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению 2.
ООО "ПУ ЖКХ" обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановления N 218-т, Постановления N 237-в, Постановления N 238-вг. Полагает, что тарифы установлены в экономически необоснованном размере, поскольку для потребителей категории "иные" в тариф не включен налог на добавленную стоимость (далее также - НДС), неверно определен баланс водоснабжения и водоотведения в результате использования завышенных объемов полезного отпуска питьевой воды и принимаемых сточных вод, необоснованно исключены из необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) при расчете (корректировке) долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) экономия операционных расходов, затраты на проведение ремонтных работ из числа подконтрольных расходов на приобретение сырья и оплату услуг производственного характера (подряд), а также затраты на арендную плату в качестве необоснованно полученных доходов.
Решением Пермского краевого суда от 9 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ПУ ЖКХ" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Не соглашается с выводом суда об обоснованности исключения тарифным органом суммы, составляющей экономию операционных расходов. Полагает неправомерным расчет необоснованно полученных доходов без учета корректировки суммы излишне полученных средств на снижение объема полезного отпуска тепловой энергии.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов осуществляется: в сфере водоснабжения и водоотведения - в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э); в сфере теплоснабжения - в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. (далее - Методические указания N 760-э).
Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. N 1057-п "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края", указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 г. N 99 "Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 630-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 631-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края" судом первой инстанции правильно установлено, что постановления, в отношении которых ООО "ПУ ЖКХ" заявлены требования о признании их недействующими, приняты уполномоченным на дату их принятия органом - РСТ Пермского края, в установленной форме, официально опубликованы, и по этим основаниям не оспариваются.
Оценивая доводы административного истца в части установления тарифов без учета налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции исходил из следующего.
ООО "ПУ ЖКХ" осуществляет регулируемую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения, использует в регулируемой деятельности муниципальное имущество: имущественный комплекс объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения и имущественный комплекс объектов холодного водоснабжения и водоотведения с. Березовка Пермского края, переданные ему в соответствии с заключенными с администрацией Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края концессионными соглашениями от 25 марта 2015 г. и от 9 ноября 2016 г.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (пункт 6 статьи 168 НК РФ).
Таким образом, отражение для категории потребителей "население" тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 данного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом участник товарищества, концессионер или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры (пункт 2 статьи 174.1 НК РФ).
Руководствуясь приведенными нормами закона и принимая во внимание отсутствие в материалах тарифного дела выставленных концессионером (в данном случае регулируемой организацией) счетов-фактур потребителям - юридическим лицам в порядке, установленном налоговым законодательством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выделения тарифным органом категорий потребителей "население" и "иные потребители" и расчета тарифов с включением (исключением) НДС.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение тарифным органом объемы полезного отпуска питьевой воды и принятых сточных вод правильно определены исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Согласно пункту 46 расчета (корректировки) долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2019 г. из необходимой валовой выручки тарифным органом было исключено 2166,6 тыс. руб. как излишне полученные затраты на ремонт основных средств, оплату труда основного производственного персонала.
Административный истец заявил о допущенном при этом РСТ Пермского края нарушении пункта 43 Методических указаний N 760-э, поскольку считает указанную сумму экономией операционных расходов, полученной от сокращения издержек и подлежащей сохранению в распоряжении Общества в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности. В обоснование указывает, что снижение расходов на оплату труда является последовательной политикой Общества по повышению эффективности деятельности организации, плановое снижение отражено в решении тарифного органа об установлении тарифов на 2018 г. (на основании фактических данных за 2016 г. и плана на 2018 г.), документы, подтверждающие проведение модернизации котельных в 2017 г., ранее уже представлялись в процессе утверждения тарифа на долгосрочный период.
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает в течение долгосрочного периода регулирования осуществление корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 49 Методических указаний N 760-э).
Пункты 43 и 44 Методических указаний N 760-э регламентируют учет достигнутой регулируемой организацией экономии операционных расходов. Согласно пунктам 2, 58, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расчет операционных расходов осуществляется при установлении долгосрочных тарифов, что обусловливает особенности правового регулирования их включения в необходимую валовую выручку, в частности, возможность оставления экономии операционных расходов в распоряжении регулируемой организации (пункты 14, 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Системный анализ приведенных нормативных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в теплоснабжении в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Между тем, фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации. В качестве экономии операционных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования. Иное бы противоречило принципам тарифного регулирования, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в том числе принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.
Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.
Установив, что Общество при корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2019 г. не представило в орган регулирования документы, подтверждающие проведение запланированной автоматизации котельных, вследствие чего снизился фонд оплаты труда, суд пришел к обоснованному заключению, что расчет РСТ Пермского края размера необходимой валовой выручки в данной части следует считать верным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда о невозможности установления тарифным органом обоснованности экономии операционных расходов соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуется с нормами тарифного законодательства в сфере теплоснабжения.
При установлении тарифов на тепловую энергию ООО "ПУ ЖКХ" на 2015, 2016 гг. тарифным органом учтена арендная плата по договору аренды имущественного комплекса в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящегося в собственности Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края, от 16 июля 2014 г. N 1/2014 в размере 2 686,37 тыс. руб. на каждый год. 21 июля 2015 г. договор аренды был расторгнут в связи с передачей являющегося объектом договора муниципального имущества в концессию. За период до расторжения договора Общество фактически понесло расходы на сумму 1487,6 тыс. руб. (арендная плата с 1 января 2015 г. по 20 июля 2015 г.).
В связи с этим тарифный орган признал сумму 1198,77 тыс. руб. (2686,37 - 1487,6) необоснованно полученными доходами за 2015 г. С учтенной при установлении тарифа на 2016 г. арендной платой общая сумма необоснованных доходов составила 3885,14 тыс. руб. (1198,77 + 2686,37), которые при установлении ООО "ПУ ЖКХ" тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2018 - 2022 гг. исключены из НВВ как необоснованно полученные доходы (по 777,00 тыс. руб. на каждый год долгосрочного периода регулирования).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости соотнесения необоснованно полученных доходов по статье "арендная плата" с фактическим полезным отпуском тепловой энергии за эти же годы подлежат отклонению.
Согласно пунктам 45, 65 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг. Расчет амортизации и налогов с полезным отпуском тепловой энергии не связан.
Формула 22 Методических указаний N 760-э, на которую ссылается административный истец, предусматривает учет отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. Применительно к оспариваемому нормативному правовому акту полезный отпуск формировался с учетом использования имущества на основании концессионного соглашения от 9 ноября 2016 г.
Учет снижения объема полезного отпуска при расчете необоснованно полученных доходов по статье затрат "Арендная плата" действующим законодательством не предусмотрен.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта Судебная коллегия не усматривает. Решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 9 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.