ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2019 г. N 80-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Надежные партнеры" на решение Ульяновского областного суда от 1 марта 2019 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 6509 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2018 год, определенного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года N 157-ПОД.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).
Текст приказа с приложением опубликован 30 ноября 2017 года в печатном издании "Ульяновская правда" N 89 (24063).
Согласно пункту 6509 Перечня нежилое здание с кадастровым номером 73:24:021002:9912, общей площадью 2901,9 кв. м, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ульяновский пр-т, д. 1А, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ООО "Надежные партнеры" обратилось в суд с административным иском о признании недействующей приведенной нормы, указав в обоснование требований, что принадлежащее ему здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы общества в сфере экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Ульяновского областного суда от 1 марта 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ООО "Надежные партнеры" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, относятся в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, принадлежащее административному истцу здание имеет назначение - нежилое, наименование - подземная автостоянка, расположено на земельном участке с кадастровым номером 73:24:021002:98, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения объекта общественного питания и подземной автостоянки.
Названный вид разрешенного использования земельного участка, бесспорно, предусматривает размещение на нем объектов торговли, следовательно, является правильным вывод суда о том, что здание, безусловно, соответствует одному из условий, установленных федеральным законодателем для признания отдельно стоящего нежилого здания торговым объектом применительно к положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно включено в Перечень на 2018 год.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствия оспариваемых региональных норм федеральному законодательству и законно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 1 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Надежные партнеры" - без удовлетворения.