ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2019 г. N 10-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "НПО РуМед" на решение Кировского областного суда от 19 июня 2019 года об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании не действующей Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 26 декабря 2018 года N 602-П, в части невключения в Перечень медицинских организаций, участвующих в этой программе и на указанный период ООО "НПО РуМед" (приложение N 2).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "НПО РуМед" Фоминова И.М., Джапаридзе Р.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Кировской области и Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, Министерства здравоохранения Кировской области Петропавловской С.О., Дуркиной Е.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "НПО "РуМед" обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующей Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 26 декабря 2018 года N 602-П, в части невключения в Перечень медицинских организаций, участвующих в этой программе и на указанный период ООО "НПО РуМед" (приложение N 2), ссылаясь на противоречие части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункту 100 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года N 158н, статье 7 Закона Кировской области от 5 декабря 2012 года N 227-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области".
Решением Кировского областного суда от 19 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "НПО РуМед" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Кировской области, комиссией по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает судебное постановление подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, законность отдельных положений которой оспаривается ООО "НПО РуМед", принята уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия территориальной программы, невключение в программу данной медицинской организации является обоснованным, поскольку ее деятельность не соответствует критериям эффективности.
С выводами суда согласиться нельзя.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", рассматривая программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в качестве организационно-правовой и экономической основы охраны здоровья граждан и в связи с этим определяя требования к составу и программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе требование по установлению в ее составе и структуре перечня медицинских организаций, участвующих в ее реализации (статья 81), одновременно указывает, что медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения данного федерального закона распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; медицинская организация имеет право участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (пункт 11 статьи 2 названного федерального закона (статья 78).
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", регулируя отношения в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, также обращает внимание на то, что территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования федеральный закон относит медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (статья 15).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, определяя на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункты 1, 6 статьи 36).
В соответствии с Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года (на момент рассмотрения настоящего дела утратившего силу), включение медицинских организаций в программу обязательного медицинского страхования осуществляется Комиссией с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющих провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи. Показатели эффективности разрабатываются и устанавливаются Комиссией.
Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что Комиссия при составлении перечня медицинских организаций, участвующих в территориальной медицинской программе, обращаясь к использованию критериев эффективности, должна была с достаточной степенью ясности и полноты установить объективные характеристики эффективности деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе определить формальные и содержательные требования к соответствующим документам медицинской организации, направляемым медицинской организацией в Комиссию для включения ее в территориальную программу, довести своевременно в формах, предусмотренных законодательством, всю необходимую информацию до медицинских организаций с целью обеспечения их равенства.
Между тем Комиссией этого сделано не было.
При таких обстоятельствах вряд ли можно вести речь о соблюдении процедуры принятия Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 26 декабря 2018 года N 602-П, в части невключения ООО "НПО РуМед" в перечень медицинских организаций, участвующих в этой программе и на указанный период.
Из анализа приведенных выше федеральных норм также следует, что в территориальной государственной программе государственных гарантий в первую очередь должны быть задействованы медицинские организации из числа участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Из этого исходит и государственно-управленческая практика Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, разъясняя вопросы формирования и экономического обоснования Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (письмо от 21 декабря 2018 года N 11-7/1-511 с нормативными свойствами). Министерство предписывает в связи с этим уполномоченным органам государственной власти субъектов необходимость включения в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, из числа участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
И поскольку из материалов дела усматривается, что ООО "НПО РуМед" на территории г. Кирова имеет обособленное структурное подразделение медицинской помощи, обладает специальной правоспособностью на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, имеет лицензии на оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, по профилям "нефрология", "терапия", "хирургия", в условиях дневного стационара по профилям "нефрология", "терапия", "хирургия", в условиях круглосуточного стационара по профилям "нефрология", "хирургия" на территории Кировской области, внесено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кировской области, право на осуществление медицинской деятельности в установленном законом порядке не утратило, факт оказания пациентам Кировской области бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС подтверждается наличием судебных решений в Арбитражном суде, оказание в январе - июне 2018 года медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС по Кировской области застрахованным, имеющим полис обязательного медицинского страхования ООО ВТБ МС на сумму 4 910 652,45 руб., имеющим полис обязательного медицинского страхования АО "МАКС-М" на сумму 1030669,67 руб., у суда не была поводов для признания законным невключение ООО "НПО РуМед" в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий.
Факт завышения объемов услуг, запрашиваемых медицинской организацией, по смыслу федерального законодательства не является основанием для невключения медицинской организации в территориальную программу. При рассмотрении предложения медицинской организации по формированию предоставления медицинской помощи Комиссия не лишена права определить и перераспределить объемы с учетом оказанной медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей и другим объективным критериям.
Утверждения административного ответчика о том, что ООО "НПО РуМед" не имеет помещений и оборудования для оказания медицинской помощи, ведутся судебные тяжбы относительно расторжения договора безвозмездного пользования помещениями, отсутствуют лицензии на оказание медицинской помощи по части заявленных профилей, оказываемая медицинская помощь не соответствует установленным стандартам и не отвечает требованиям транспортной доступности медицинской организации для населения, не учитывает географические и климатические условия, наличие признаков аффилированного лица, не подтверждаются относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами, как того требует процессуальный закон.
В то же время из материалов дела усматривается, что обществу принадлежит недвижимое имущество общей площадью 4309 кв. м, расположенное по адресу город Киров, ул. Воровского, 42 (корпус N 5) на основании договора от 6 мая 2015 года N 1604 на передачу в безвозмездное временное пользование, договор заключен сроком на 20 лет, имущество передано по договору с обременениями, в нем ведется капитальный ремонт.
Доводы административного ответчика об использовании помещений не по целевому назначению голословны. То, что в спорном здании оказывается медицинская помощь, кабинеты надлежащим образом оборудованы для осуществления процедур гемодиализа, подтверждается актом проверки, имеющимся в материалах дела.
Нахождение в этом здании другой организации МЧУДПО "Нефросовет" само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании указанных помещений (к чему фактически сводятся доводы административного ответчика), так как данная организация осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии.
Более того, судом не принято во внимание то обстоятельство, что заключенный между КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" и ООО "НПО РуМед" договор отнюдь не ограничивал право МЧУДПО "Нефросовет" осуществлять медицинскую деятельность, МЧУДПО "Нефросовет" оказывал медицинскую помощь в здании по спорному адресу по воле Правительства Кировской области и КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", с которыми в 2012 году был заключен 5-летний контракт.
Суду не представлено доказательств того, что ООО "НПО РуМед" и МЧУДПО "Нефросовет" осуществляют свою деятельность с существенным нарушением условий договора между КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" и ООО "НПО РуМед", в материалах дела имеются сведения о том, что ООО "НПО РуМед" и МЧУДПО "Нефросовет" неоднократно уведомляли уполномоченных должностных лиц о заключении между ними договора аренды от 25 июля 2016 года, доказательств того, что имелись уважительные причины в несогласовании административными органами договора, суду не представлено.
Судебная коллегия не располагает и сведениями о том, что форма работы ООО "НПО РуМед" и МЧУДПО "Нефросовет" негативно повлияла на качество медицинских услуг данными медицинскими организациями, либо на условия деятельности других медицинских организаций, либо нарушает антимонопольное, налоговое законодательство, что могло бы рассматриваться в качестве препятствия для участия в территориальной программе.
Не представлено суду доказательств несвоевременности оказания медицинской помощи, либо неправильного выбора методов профилактики, диагностики, лечения при оказании медицинской помощи, либо недостижения запланированного результата, отражающих несоответствие оказания медицинской помощи ООО "НПО РуМед" установленным стандартам оказания медицинских услуг, влияющим на качество медицинской помощи.
Представители административного ответчика в судебном заседании утверждали, что потребности в оказании ООО "НПО РуМед" медицинской помощи по профилю нефрологии не имеется, в частности КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" может оказывать услуги по проведению процедур гемодиализа.
Между тем, по данным МЧУДПО "Нефросовет", отделения гемодиализа в КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" не сформированы, закупки для указанных целей оспорены ввиду допущенных нарушений (А28-3341/2018), а потому суду надлежало увериться в том, что на период 2019 года помещения КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", иные медицинские организации оснащены в необходимом количестве и оборудованием надлежащего качества для проведения процедур гемодиализа.
Без исследования этого вопроса невключение в территориальную программу ООО "НПО РуМед" не только нарушат права общества на участие в территориальной программе, но и ставит под угрозу оказание медицинской помощи гражданам по указанному направлению и лишает их права выбора медицинской организации.
Доводы представителей о существовании вероятности расторжения договора безвозмездного использования помещений от 6 мая 2015 года N 1604 в судебном порядке основаны на предположении, являются преждевременными, судебные постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отменены; дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение для установления дополнительных значимых обстоятельств, имеющих значение как для удовлетворения исковых требований, так и для отказа в их удовлетворении в равной мере, а потому эти доводы не могут быть положены в основу выводов о законности невключения ООО "НПО РуМед" в территориальную программу.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Кировского областного суда от 19 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПО РуМед" удовлетворить, признать не действующей со дня вступления настоящего определения в законную силу Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 26 декабря 2018 года N 602-П, в части невключения в Перечень медицинских организаций, участвующих в этой программе и на указанный период общества с ограниченной ответственностью "НПО РуМед" (приложение N 2).