ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2019 г. N 9-АПА19-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Новиковой Е.А. о признании не действующим в части распоряжения Правительства Нижегородской области от 03 февраля 2016 г. N 99-р "Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода" по апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г., которым исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Новикова Е.А. обратилась в суд с административным иском о признании не действующим распоряжения Правительства Нижегородской области от 03 февраля 2016 г. N 99-р "Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода" в части включения границ земельного участка с кадастровым номером < ... > , с жилым домом (с кадастровым номером < ... > ), расположенным на участке по адресу: г. Н. Новгород, дер. Новопокровское, ул. < ... > , в территориальную зону ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), а также зону красных линий улицы, согласно разделу III "Чертеж планировки территории" проекта планировки территории.
В обоснование заявленных требований истец указала, что являясь собственником земельного участка и расположенного на участке жилого дома, не может произвести реконструкцию дома, в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне инженерно-транспортной инфраструктуры - ТТ, а также в красных линиях улицы, на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 03 февраля 2016 г. N 99-р. Истец ссылается на отсутствие доказательств принятия решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, что свидетельствует о неопределенности ее положения.
Решением Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания не действующим распоряжения Правительства Нижегородской области от 03 февраля 2016 г. N 99-р в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления. В остальной части заявленных требований, в том числе, в части включения границ земельного участка с жилым домом в территориальную зону ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), а также зону красных линий улицы, согласно разделу III "Чертеж планировки территории" проекта планировки территории, судом отказано.
Не согласившись с решением суда, Правительство Нижегородской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права, в удовлетворении заявленных истцом требований полностью отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Нижегородской области и административным истцом представлены возражения.
Представители истца, департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, администрации г. Нижнего Новгорода, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Правительства Нижегородской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
В порядке предоставленных полномочий Правительством Нижегородской области 03 февраля 2016 г. принято распоряжение N 99-р "Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода" (далее - распоряжение Правительства Нижегородской области N 99-р), опубликованное 17 - 23 февраля 2016 г. в печатном издании "День города Нижний Новгород", N 11 (1062).
Согласно пункту 1 принятого распоряжения утвержден прилагаемый проект планировки территории, в соответствии с которым, принадлежащий Новиковой Е.А. земельный участок с кадастровым номером < ... > , с расположенным на нем жилым домом (с кадастровым номером < ... > ), по адресу: г. Н. Новгород, дер. Новопокровское, ул. < ... > , находится в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), а также в зоне красных линий улицы, согласно разделу III "Чертеж планировки территории" проекта планировки территории.
26 января 2019 г. Новикова Е.А. получила уведомление о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, в связи с расположением земельного участка в территориальной зоне ТТ (зоне инженерно-транспортной инфраструктуры), а также в красных линиях улицы, линиях улицы, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области N 99-р.
Удовлетворяя частично исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение, предусматривающее размещение объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для муниципальных нужд, до его утверждения не было согласовано с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, а также не содержит решения вопроса об изъятии земельного участка в порядке градостроительного законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 3 указанной статьи (в редакции действующей на дату утверждения оспариваемого распоряжения) основная часть проекта планировки территории включает в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса (в редакции действующей на дату утверждения оспариваемого распоряжения) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.
В соответствии с частью 5 указанной статьи органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела земельный участок истца согласно Генеральному плану г. Нижний Новгород, утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 г. N 22 в зоне Т-3 - территория улиц и дорог. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. N 07-01-06/22, в зоне ТТ - зона инженерно-транспортной инфраструктуры.
Разработка документации по планировке территории, произведена в соответствии с Генеральным планом города Нижний Новгород от 17 марта 2010 г. N 22, данная территории предусмотрена как пешеходный бульвар. Утвержденными красными линиями ограничены рекомендуемые территории общего пользования, предусмотренные Генеральным планом города Нижнего Новгорода, в составе которого разработана и утверждена схема улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Красные линии, утвержденные в составе документации по планировке территории, выполнены в соответствии с ранее принятым градостроительным решением и соответствовали документам территориального планирования.
В силу части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" органом государственной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных (региональных) нужд на территории Нижегородской области, в том числе для размещения объектов регионального значения Нижегородской области является Правительство Нижегородской области.
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в соответствии со статьей 43 Устава Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 23 ноября 2005 г. N 91, относится к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода.
Между тем в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемого проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса.
Направление же проекта планировки территории административным ответчиком в адрес администрации Нижнего Новгорода для проведения публичных слушаний по проекту не может свидетельствовать о проведении процедуры согласования проекта планировки территории с указанным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса).
К объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения в силу пункта 20 статьи 1, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса), к которым относятся, в том числе, автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса).
С учетом изложенных норм Градостроительного кодекса отнесение части земельного участка истца к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка.
Вместе с тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства вопрос об изъятии земельного участка в оспариваемом акте не рассматривался.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.