ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2019 г. N 8-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 2 августа 2019 года, которым удовлетворен административный иск закрытого акционерного общества "Стройматериалы" о признании недействующим пункта 100 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 декабря 2018 года N 23-н.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя закрытого акционерного общества "Стройматериалы" Ястребовой М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
21 декабря 2018 года департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области издан приказ N 23-н, пунктом 1 которого утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень объектов недвижимого имущества).
Согласно пункту 100 Перечня объектов недвижимого имущества нежилое здание с кадастровым номером 76:23:010101:188585, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Леваневского, д. 71, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Закрытое акционерное общество "Стройматериалы" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 100 Перечня объектов недвижимого имущества, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в оспариваемый акт не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Ярославского областного суда от 2 августа 2019 года административный иск закрытого акционерного общества "Стройматериалы" удовлетворен.
В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
При рассмотрении административного дела, суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном включении здания с кадастровым номером 76:23:010101:188585 в оспариваемый акт по следующим основаниям.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 2 < 1 > Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении:
торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно и помещений в них (пункт 1).
нежилых помещений площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов (пункт 2).
Таким образом, в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению такое нежилое здание, которое отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, здание ни одному из перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий не соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилое здание с кадастровым номером 76:23:010101:188585, общей площадью 2203,1 кв. м, принадлежит на праве собственности закрытому акционерному обществу "Стройматериалы", имеет наименование - Универсальный комплекс "Стройматериалы", расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы, не предусматривающим размещение торговых объектов.
Согласно данным технического паспорта здания Универсального комплекса "Стройматериалы" оно представляет собой комплекс отдельно стоящих зданий, общей площадью 2203,1 кв. м, имеющих назначение: Лит. А, В, К - склады, Лит. Б - цех, Лит. Д, М - гаражи, лит. Ж - административное, Лит. Е, Е1 - склад, магазин. Помещения в названных зданиях имеют назначение: склады, цех, тамбур, торговый зал, кабинет, котельная, коридор, туалет, комната отдыха, проходная, мастерская, электрощитовая, гараж, площадка, кладовая.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану общая площадь строения Лит. Е, Е1 "Склад, магазин" составляет 451,9 кв. м. При этом в Лит. Е1 общая площадь, занятая торговыми залами, составляет 139,4 кв. м, что составляет 6,3 процента от общей площади здания, а также тамбуром, соединяющим торговые залы, составляет 2,2 кв. м (помещения 1,2,3), площадь кабинета, примыкающего к торговым залам (помещение 4), составляет 141,6 кв. м. В этой же части здания (Лит. Е1) расположены склады (помещения 5,6) общей площадью 89,3 кв. м. Другая часть здания Лит. Е площадью 205,4 кв. м изолирована от перечисленных помещений, не содержит помещений торгового назначения (котельная, раздевалка и др.).
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что здание не предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку площадь расположенных в нем помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) составляет менее 20 процентов общей площади этого здания. При этом суд обоснованно указал, что оснований для исчисления площади торгового объекта от площади здания Лит. Е, Е1 не имеется, так как на кадастровом учете стоит объект недвижимости Универсальный комплекс "Стройматериалы" общей площадью 2203,1 кв. м. Входящие в комплекс здания самостоятельно, как объекты кадастрового учета, не учтены.
Обследование комплекса зданий и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемой нормы не проводилось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером 76:23:010101:188585 условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.
При таких данных суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворил административный иск закрытого акционерного общества "Стройматериалы".
Довод апелляционной жалобы о том, что наименования нежилого здания "Универсальный комплекс "Стройматериалы" достаточно для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, основан на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.