ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2019 г. N 18-АПА19-76
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Хромяка Владимира Юрьевича на решение Краснодарского краевого суда от 5 июля 2019 года, которым частично удовлетворен его административный иск о признании недействующими пунктов 23793, 54885, 17840 и 37782 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Хромяка В.Ю. - Штомпеля А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Согласно названному перечню объектов недвижимого имущества здание с кадастровым номером 23:24:0204246:577, расположенное по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ул. Калинина, д. 2/А (пункт 17840), здание с кадастровым номером 23:31:0102015:61, расположенное по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ул. Коммунаров, д. 47 Б (пункт 23793), здание с кадастровым номером 23:43:0206004:1560, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Думенко, д. 4 (пункт 37782), помещение с кадастровым номером 23:41:1002005:508, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Новонабережная, 1в (пункт 54885), являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Хромяк В.Ю., являющийся собственником названных объектов недвижимости, обратился в суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что здания и помещение не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Решением Краснодарского краевого суда от 5 июля 2019 года административный иск удовлетворен частично. Признан не действующим со дня принятия пункт 54885 перечня объектов недвижимого имущества. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Хромяка В.Ю. - Зафиров С.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из объяснений административного ответчика, здания включены в перечень объектов недвижимого имущества как торговые объекты в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости (по наименованию), а также на основании видов разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Судом установлено, что здание с кадастровым номером 23:31:0102015:61, общей площадью 380,8 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - магазин, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.
Из технического паспорта на здание, составленного Тимашевским районным отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию на 9 декабря 2009 года, и экспликации к нему следует, что здание имеет наименование - магазин, назначение - нежилое, использование - по назначению, состоит из помещений, имеющих назначение - торговый зал общей площадью 277,8 кв. м, коридор, склад, комната персонала, котельная, душ, санузел, кабинет директора, коридор.
Здание с кадастровым номером 23:24:0204246:577, общей площадью 430,2 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - здание магазина, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации магазина.
Из технического паспорта, составленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Павловскому району Краснодарского края по состоянию на 15 сентября 2015 года, и экспликации к поэтажному плану следует, что здание с кадастровым номером 23:24:0204246:577 имеет наименование - магазин, использование - торговое, расположенные в нем помещения имеют назначение - основная 384,3 кв. м, вспомогательная - 45,9 кв. м.
Здание с кадастровым номером 23:43:0206004:1560, общей площадью 279,6 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - магазин-павильон, нежилые помещения N 1, 1/1, 2/2, 2, 3, -5, 5/1, 5/2, 6 - 14 первого этажа здания литер А, расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2), для обслуживания и эксплуатации магазина площадью 279,6 кв. м.
Из технического паспорта на здание с кадастровым номером 23:43:0206004:1560, составленного Краснодарским бюро технической инвентаризации, и экспликации к поэтажному плану следует, что здание имеет назначение - магазин-павильон, торговое, расположенные в нем помещения имеют назначение - торговый зал 234,6 кв. м, коридор, умывальная, туалет, подсобное, моечная, склад, кабинет, теплоузел.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что здания обоснованно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку согласно технической документации имеют в своем составе помещения (торговые залы), назначение которых соответствует их наименованию и которые занимают значительную часть (более 20 процентов) общей площади объектов. Кроме того, здания располагаются на земельных участках, вид разрешенного использования которых позволяет отнести данные здания к торговым объектам.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении административного дела судом не допущено, решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение суда отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 5 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хромяка В.Ю. - без удовлетворения.