ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2019 г. N 24-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бегеретовой Нафисет Хаджибичировны на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении ее административного искового заявления о признании недействующими пункта 415 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296, пункта 744 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332, пункта 374 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (на 2017 год), опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 28 декабря 2016 года (далее также - Перечень на 2017 год, Перечень).
Приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 29 декабря 2017 года (далее также - Перечень на 2018 год, Перечень).
Приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 29 декабря 2018 года (далее также - Перечень на 2019 год, Перечень).
Согласно пункту 415 Перечня на 2017 год, пункту 744 Перечня на 2018 год и пункту 374 Перечня на 2019 год в данные перечни включено здание с кадастровым номером < ... > расположенное по адресу: < ... > (далее также - Здание).
Бегеретова Н.Х. обратилась в суд с административным иском с учетом уточнений о признании недействующими указанных пунктов названных перечней, ссылаясь на то, что является собственником Здания, не обладающего признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; его включение в данные перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, чем нарушает ее права и законные интересы.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Бегеретова Н.Х. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правильному выводу о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером < ... > в оспариваемые акты.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, в том числе здание (строение, сооружение, помещение), признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного кодекса.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На территории муниципального образования "Город Майкоп" решением Совета народных депутатов данного муниципального образования от 26 ноября 2014 года N 87-рс "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Майкоп" установлена ставка налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости налогообложения в размере 2% для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм прямо следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 854,1 кв. м с кадастровым номером < ... > , расположенное на земельном участке из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - "для размещения здания столовой N 3, для общего пользования (уличная сеть)", по адресу: < ... > .
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, техническому паспорту на указанный объект недвижимости, составленному по состоянию на 24 марта 2004 года, и экспликации к нему данный объект имеет нежилое назначение - здание столовой N 3, состоит в том числе из зала площадью 167,5 кв. м и магазина площадью 91,7 кв. м (30,3% общей площади помещения - 854,1 кв. м).
На основании изложенного правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Здание подлежало включению в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20% его общей площади предназначено для использования в целях размещения указанных объектов, что является самостоятельным основанием для включения Здания в данные перечни. В Перечень на 2017 год Здание также правомерно включено исключительно по его назначению в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ. Данная норма в указанной редакции предусматривала, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах не имеет правового значения довод апелляционной жалобы о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования Здания, поскольку для включения объекта недвижимости в оспариваемые перечни достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бегеретовой Нафисет Хаджибичировны - без удовлетворения.