ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2019 г. N 5-АПА19-163
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Выборной Марии Александровны о признании недействующими отдельных пунктов приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Голубевой Е.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца на апелляционную жалобу Хромова С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новой редакции и определены по состоянию на 1 января 2017 года, на 1 января 2018 года, на 1 января 2019 года.
По состоянию на 1 января 2017 года в пункт 9738 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:9837, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, Д.73Ж, стр. 33, площадью 906,8 кв. м. Это же здание включено в пункт 10011 Перечня на 2018 год, в пункт 11069 Перечня на 2019 год.
По состоянию на 1 января 2017 года в пункт 9746 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:1046, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, Д.73Ж, стр. 6, площадью 593,9 кв. м. Это же здание включено в пункт 10019 Перечня на 2018 год, в пункт 11045 Перечня на 2019 год.
Административный истец, являясь собственником зданий, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанных пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 7 августа 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя Выборной М.А., в связи с нарушением судом норм материального права и неправильным определением обстоятельств по делу.
По мнению административного ответчика, судом ошибочно сделан вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагаются объекты недвижимости, включенные в Перечни, однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нем зданий коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и или бытового назначения.
Также административный ответчик в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что судом необоснованно не приняты во внимание акты проверки фактического использования зданий, проведенной в марте 2019 года, из которых следует, что большая часть площади зданий используется для размещения объектов торговли и общественного питания.
На апелляционную жалобу Правительства Москвы прокуратурой города Москвы и административным истцом поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества. Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах города федерального значения Москвы (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:03:0005001:9837 и 77:03:0005001:1046, площадью соответственно 906,8 кв. м и 593,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д.73Ж, стр. 33 и стр. 6 включены в оспариваемые пункты Перечня на 2017, 2018, 2019 годы соответственно по критерию, установленному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду разрешенного использования земельного участка. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005001:88, который имеет вид разрешенного использования "строительство и последующая эксплуатация художественной ярмарки-выставки, в том числе, кузнечный двор, улица ремесел".
Данный вид разрешенного использования земельного участка исходя из наименования допускает размещение на нем зданий смешанного назначения, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учетом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данные здания не могли быть включены в Перечни на 2017 - 2019 годы только по виду разрешенного использования земельного участка без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время суд первой инстанции учел, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, тогда как, что общая площадь включенных в перечни вышеуказанных зданий составляет менее 1000 кв. метров.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанное обстоятельство не позволяет отнести эти здания к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" как кадастровая стоимость.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 7 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.