ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2022 г. N АПЛ22-291
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Вавилычевой Т.Ю.,
Ситникова Ю.В.
при секретаре Шолгиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о приостановлении деятельности Политической партии "Партия Малого Бизнеса России"
по апелляционной жалобе Политической партии "Партия Малого Бизнеса России" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. по делу N АКПИ22-241, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного ответчика Ивановой Е.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Анохиной Е.С. относительно доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2015 г. на учредительном съезде создана Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" (далее также - Партия), решение о ее государственной регистрации принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России, Министерство) 19 сентября 2016 г., учетный номер 0012060139. Сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28 сентября 2016 г. под основным государственным регистрационным номером 1167700067655.
Устав Партии (далее - Устав) принят на учредительном съезде 28 ноября 2015 г. На I и II этапах внеочередного съезда Партии 17 марта 2016 г. и 1 августа 2016 г. в Устав внесены изменения и дополнения.
Минюст России 16 марта 2022 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Партии на срок три месяца в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях), указав, что при осуществлении текущего контроля соблюдения Партией действующего законодательства были выявлены нарушения, которые до настоящего времени в полном объеме не устранены, несмотря на два предупреждения, вынесенные в адрес Партии 21 апреля 2021 г. и 7 июля 2021 г.
Партия заявленное требование не признала, считая его преждевременным, необоснованным и нарушающим ее права, ссылалась на устранение части нарушений, а также наличие объективных препятствий для своевременного исполнения предупреждений и их обжалования в установленный срок, просила не приостанавливать деятельность Партии и предоставить время для обжалования вынесенных предписаний.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено: деятельность Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений приостановлена на срок три месяца.
Не согласившись с данным решением, Партия подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. По ее мнению, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам, неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела. Административный ответчик полагает, что ряд нарушений устранены, имелись объективные препятствия для своевременного исполнения предупреждений, вопрос об исправлении иных нарушений находится на стадии рассмотрения Минюстом России, поэтому приостановление деятельности Партии является преждевременной мерой.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Законом о политических партиях (статья 1).
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии закреплена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 названного закона.
При этом контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы (пункт 1 статьи 38 Закона о политических партиях).
В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, поименованного закона и иных федеральных законов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее - федеральный уполномоченный орган), выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39 Закона о политических партиях).
Таким федеральным уполномоченным органом является Минюст России, который осуществляет функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, и функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2, 3 пункта 1, подпункты 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
На основании распоряжения Минюста России от 17 февраля 2021 г. N 148-р с 16 марта по 12 апреля 2021 г. проведена плановая документарная проверка Партии, по результатам которой 12 апреля 2021 г. составлен акт N 7 с указанием многочисленных выявленных нарушений административным ответчиком действующего законодательства и положений Устава (т. 1, л.д. 81 - 97). Копия акта проверки получена представителем Партии по доверенности Синяковым В.В. 14 апреля 2021 г. (т. 1, л.д. 97).
21 апреля 2021 г. Минюстом России в адрес Партии вынесено предупреждение N 11/46276-ОС, обязывающее устранить нарушения в срок до 25 июня 2021 г. В Министерство 22 июня 2021 г. поступило обращение Партии с просьбой продлить срок исполнения данного предупреждения, которая была оставлена без удовлетворения письмом от 29 июня 2021 г. N 11-73939/21.
7 июля 2021 г. Минюстом России вынесено повторное предупреждение N 11/78276-ОС и предоставлен срок для устранения нарушений до 22 сентября 2021 г. 21 сентября 2021 г. в Министерство поступил ответ, по результатам рассмотрения которого сделан вывод об устранении Партией нарушений частично, о чем сообщено письмом Минюста России от 18 октября 2021 г. N 11-122719/21.
Установленные сроки для устранения Партией допущенных нарушений истекли, сами предупреждения административным ответчиком в судебном порядке не обжалованы.
Обстоятельства, указанные Минюстом России в обоснование заявленного требования, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции.
Так, решения учредительного съезда от 28 ноября 2015 г., I этапа внеочередного съезда от 17 марта 2016 г. и II этапа внеочередного съезда от 1 августа 2016 г., представленные на государственную регистрацию создания Партии, не соответствуют содержанию и существу принятых решений, отраженных в протоколах этих съездов, в связи с чем требования пункта 2 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 1 статьи 16 Закона о политических партиях не соблюдены.
В нарушение пункта 2 статьи 11 названного закона приглашенные на учредительный съезд лица были приняты в члены Партии и избраны в ее руководящий и контрольный органы до принятия учредительным съездом всех решений, необходимых для создания политической партии и дальнейшего осуществления уставной деятельности, то есть до создания Партии в установленном законом порядке.
Вопреки положениям пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25 Закона о политических партиях отсутствует решение съезда Партии об утверждении Устава с изменениями и дополнениями, поэтому Устав Партии, на основании которого она действует, не утвержден в предусмотренном законом порядке.
III внеочередной съезд Партии проведен 23 декабря 2017 г. в отсутствие кворума, вследствие чего принятые на нем решения, в том числе об избрании Федерального политического совета в количестве 13 человек, недействительны (пункт 1 статьи 181.3, статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решения, принятые на заседаниях Федерального политического совета при отсутствии кворума (протоколы заседаний от 3 марта 2018 г. N 63, 64, 65, от 22 апреля 2018 г. N 67, 68, 69, от 21 июня 2018 г. N 70, 71, от 25 июня 2018 г. N 72, от 9 августа 2018 г. N 73, 74, 75, от 20 октября 2018 г. N 76, 77, 78, от 1 декабря 2018 г. N 79, 80, 81, от 15 января 2019 г. N 82, от 4 февраля 2019 г. N 83, 84, 85, от 16 марта 2019 г. N 86, 87, 89, от 12 марта 2019 г. N 88), также недействительны.
В нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 21 Устава на IV очередном съезде Партии 12 апреля 2019 г. сформирован новый состав Федерального политического совета, Федеральной контрольно-ревизионной комиссии без рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий членов данных органов, срок полномочий которых не истек.
Вопреки подпункту "н" пункта 1 статьи 17 Устава и пункту 1 статьи 27 Закона о политических партиях на проверку Минюсту России не представлены документы, подтверждающие утверждение бюджета, бухгалтерской отчетности съездом Партии вследствие ведения финансово-хозяйственной деятельности в период 2019 - 2021 гг.
На сайте Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://pmbr.ru) размещена программа Партии, отличающаяся от представленной в Минюст России при государственной регистрации, что нарушает статью 8, пункт 2 статьи 22 Закона о политических партиях.
Кроме того, в Уставе выявлены нарушения действующего законодательства.
Устав предусматривает право членов Партии получать информацию о деятельности Партии, ее руководящих органов (подпункт "в" пункта 2 статьи 13), однако не определяет порядок и случаи получения такой информации, что не соответствует пункту 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устав содержит закрытый перечень прав и обязанностей членов Партии (пункты 2, 3 статьи 13), не отражающий всех установленных статьей 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации прав и обязанностей членов корпорации.
Уставом не определен орган Партии и регионального отделения, правомочные принимать решения о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора Партии, об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности, участии в других юридических лицах, несмотря на положения пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 25 Закона о политических партиях.
Пункт 2 статьи 14 Устава противоречит пункту 6 статьи 23 Закона о политических партиях, согласно которому член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
В нарушение части третьей статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" статьи 33 - 38 Устава допускают возможность в случае, если численность местного отделения не превышает 10 членов Партии, не формировать постоянно действующий коллегиальный руководящий орган местного отделения - политический совет местного отделения.
Пункт 8 статьи 18 Устава о наделении Председателя Федерального политического совета правом решающего голоса при принятии решений этим органом не согласуется с частью второй статьи 6 указанного федерального закона, пункт 2 статьи 19 Устава об отнесении к компетенции данного органа выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти на повторных и дополнительных выборах - с пунктом 3 статьи 25 Закона о политических партиях.
15 февраля 2022 г. Партией в Минюст России представлены документы на государственную регистрацию в связи с внесением изменений в Устав, однако распоряжением Министерства от 3 марта 2022 г. N 214-р на основании подпунктов "в", "г" пункта 1 статьи 20 Закона о политических партиях в регистрации отказано.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции нашло свое подтверждение то, что приведенные в пунктах 1, 2, 3, подпункте 4.2 пункта 4, пунктах 5, 8, 10 и 11 предупреждений от 21 апреля 2021 г. N 11/46276-ОС и от 7 июля 2021 г. N 11/78276-ОС нарушения действующего законодательства до настоящего времени Партией не устранены в полном объеме.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 39 Закона о политических партиях, пришел к выводу о наличии оснований для приостановления деятельности Партии и удовлетворил заявленное Минюстом России требование.
Утверждение в апелляционной жалобе о преждевременности приостановления деятельности Партии опровергается установленными по делу обстоятельствами.
Оснований считать выводы суда не соответствующими изложенным в решении обстоятельствам дела, как ошибочно полагает Партия в апелляционной жалобе, не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал оценку имеющимся доказательствам исходя из требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно применил нормы материального права.
Предусмотренные статьей 310 названного кодекса основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Политической партии "Партия Малого Бизнеса России" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА
Ю.В.СИТНИКОВ