МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 20 октября 2005 г. N 16-55-310ин/02-12
В связи с участившимися обращениями подведомственных Рособразованию учреждений направляем разъяснения по вопросам сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за образовательными учреждениями на праве оперативного управления.
Пунктом 11 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательному учреждению дано право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
В соответствии со статьями 606 и 654 Гражданского кодекса Российской Федерации согласованный сторонами размер арендной платы является существенным условием договора аренды, несоблюдение которого ведет к признанию сделки недействительной.
В связи с этим при определении порядка размера арендной платы за предоставляемое в аренду федеральное имущество необходимо руководствоваться распоряжением Мингосимущества РФ от 30.04.98 N 396-р, утверждающим порядок определения величины арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, распоряжением Мингосимущества РФ от 14.05.99 N 671-р "О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом", а также письмом Росимущества от 01.02.2005 N ВН-05/3131, в котором было рекомендовано перейти к рыночным ставкам арендной платы.
Кроме того, статьей 29 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что в 2005 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов образовательных учреждений. Поступившие средства отражаются на их лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н утвержден порядок осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование.
Одновременно напоминаем, что нормами пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что заключению договора аренды должна предшествовать экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, порядок проведения которой и образец оформления экспертной оценки последствий договоров аренды доведен до образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию письмом от 26.10.2004 N 16-55-363ин/02-12.
Также сообщаем, что согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ специализированные жилые помещения (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и т.д.) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания, сооружения или помещений, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Руководитель
Г.А.БАЛЫХИН