ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2023 г. N 8-КГ23-6-К2
76RS0015-01-2019-001206-42
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2023 г. кассационную жалобу Гавриловой Яны Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 8 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 г.
по делу N 2-95/2020 Ярославского районного суда Ярославской области
по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Гавриловой Яне Михайловне, муниципальному образовательному учреждению "Сарафоновская средняя школа" Ярославского муниципального района о признании договора ничтожным, взыскании денежных средств,
по иску прокурора Ярославского района Ярославской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Гавриловой Яне Михайловне, муниципальному образовательному учреждению "Сарафоновская средняя школа" Ярославского муниципального района, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании договора ничтожным, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Гавриловой Я.М. адвоката Зенина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
исполняющий обязанности директора Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее также - Департамент) Шишина В.В. 20 июня 2019 г. обратилась в Ленинский районный суд г. Ярославля с иском к Гавриловой (до брака Колпакова - свидетельство о заключении брака от 4 августа 2017 г.) Я.М. Департамент просил суд:
- признать договор от 13 марта 2017 г. N 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом, муниципальным образовательным учреждением "Сарафоновская средняя школа" Ярославского муниципального района (далее - МОУ "Сарафоновская средняя школа") и молодым специалистом Колпаковой (Гавриловой) Я.М. (далее также - Гаврилова Я.М.), недействительным (ничтожным);
- применить последствия недействительности сделки путем взыскания с Гавриловой Я.М. денежных средств предоставленной ей социальной выплаты в размере 716 100 руб.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 июня 2019 г. о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено МОУ "Сарафоновская средняя школа".
Прокурор Ярославского района Ярославской области (далее также - прокурор) 28 июня 2019 г. обратился в Ленинский районный суд г. Ярославля с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Гавриловой Я.М., Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, МОУ "Сарафоновская средняя школа", Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее также - Администрация Ярославского муниципального района), Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просил:
- признать действия Администрации Ярославского муниципального района по включению Гавриловой Я.М. в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат от 28 августа 2016 г. и от 14 ноября 2016 г. в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, незаконными;
- признать договор от 13 марта 2017 г. N 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом, Гавриловой Я.М. и МОУ "Сарафоновская средняя школа", ничтожным;
- взыскать с Администрации Ярославского муниципального района в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 251 494,32 руб., в бюджет Ярославской области - в размере 464 605,68 коп.
Определениями Ленинского районного суда г. Ярославля от 23 июля 2019 г. и от 5 сентября 2019 г. дела по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и по иску прокурора Ярославского района Ярославской области направлены для рассмотрения по подсудности в Ярославский районный суд Ярославской области.
Протокольным определением Ярославского районного суда Ярославской области от 12 ноября 2019 г. дела по исковым заявлениям Департамента и прокурора объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В обоснование заявленных требований Департамент и прокурор указывали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее также - федеральная целевая программа). На основании федеральной целевой программы в Ярославской области разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п (далее также - областная целевая программа).
Областной целевой программой предусматривалось предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее также - социальная выплата), в том числе молодым семьям и молодым специалистам, осуществляемой в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к областной целевой программе, далее также - Правила предоставления социальных выплат, Правила).
В Правилах перечислены условия, которым должны соответствовать молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в агропромышленном комплексе (основное место работы) в сельской местности. Среди таких условий предусмотрен переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района).
Департамент и прокурор ссылались на то, что Гаврилова Я.М. неправомерно включена администрацией муниципального района в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы на получение социальной выплаты, поскольку ею был совершен переезд в район Ярославской области (село Сарафоново), который не дает право на получение социальной выплаты: переезд в населенный пункт (в село) района Ярославской области из административного центра этого района - г. Ярославля. Ввиду этого обстоятельства заключенный 13 марта 2017 г. между Гавриловой Я.М., Департаментом и МОУ "Сарафоновская средняя школа" договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты является недействительным (ничтожным) в силу статьи 166, пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а полученные Гавриловой Я.М. денежные средства в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 716 100 руб. - неосновательным обогащением согласно статьям 1102, 1107 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежат возврату в соответствующие бюджеты. По мнению Департамента, на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации эти денежные средства должны быть взысканы именно с Гавриловой Я.М., а по мнению прокурора, исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации - с Администрации Ярославского муниципального района, как неправомерно израсходованные денежные средства.
Гаврилова Я.М., Администрация Ярославского муниципального района и МОУ "Сарафоновская средняя школа" иски Департамента и прокурора в суде не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области согласился с исковыми требованиями прокурора, по требованию прокурора о взыскании денежных средств с Администрации Ярославского муниципального района оставил решение на усмотрение суда.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 6 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 8 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворены, исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворены частично. Суд апелляционной инстанции:
- признал недействительным договор от 13 марта 2017 г. N 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, МОУ "Сарафоновская средняя школа" и Колпаковой (Гавриловой) Я.М.;
- взыскал с Гавриловой Я.М. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области денежные средства в размере 716 100 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ярославского района Ярославской области отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 г. апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Гавриловой Я.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 8 февраля 2021 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 9 марта 2023 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 2 мая 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции представители истца - Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ответчиков - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МОУ "Сарафоновская средняя школа", третьего лица - Контрольно-счетной палаты Ярославской области не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу прокуратуры Ярославского района Ярославской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций. Эти нарушения выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гаврилова Я.М., < ... > года рождения, обратилась 19 августа 2016 г. в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий областной целевой программы по категории "молодой специалист" для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома, а также с заявлением о признании ее и членов ее семьи преимущественно проживающими по адресу: < ... > . К заявлениям были приложены необходимые документы.
На день подачи данных заявлений Гаврилова Я.М. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. < ... > , а также временно по месту пребывания по адресу: < ... > область, < ... > , что подтверждается выписками из домовых книг по указанным адресам, копией паспорта, свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Гаврилова Я.М. работала учителем начальных классов МОУ "Сарафоновская средняя школа", что подтверждается трудовыми договорами от 1 сентября 2013 г., от 1 сентября 2014 г. с дополнительными соглашениями.
На заседании рабочей комиссии Администрации Ярославского муниципального района по реализации федеральной целевой программы (протокол от 31 августа 2016 г. N 6) утвержден состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы на 2017 год, в том числе рассмотрено заявление Гавриловой Я.М., и она отнесена к категории "молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание переехать в сельскую местность и работать в социальной сфере".
Гаврилова Я.М. была включена в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат от 28 августа 2016 г. в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, а в дальнейшем также включена в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат от 14 ноября 2016 г. в рамках реализации целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год. Сводные списки утверждены Администрацией Ярославского муниципального района.
Сводные списки были направлены в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Департаментом сформирован единый Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Ярославской области на 2017 год, утвержденный директором Департамента 16 февраля 2017 г., в который под номером 33 включена Гаврилова Я.М., как отнесенная к категории "молодые семьи и молодые специалисты".
13 марта 2017 г. между Департаментом, МОУ "Сарафоновская средняя школа" и Гавриловой Я.М. был заключен трехсторонний договор N 4 об обеспечении молодого специалиста жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты (далее также - договор от 13 марта 2017 г.).
В этот же день (13 марта 2017 г.) Департамент выдал Гавриловой Я.М. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Согласно свидетельству Гаврилова Я.М. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий, проводимых в рамках областной целевой программы, и ей предоставлена социальная выплата в размере 716 100 руб., из которых 251 494,32 руб. - за счет средств федерального бюджета, 464 605,68 руб. - за счет средств областного бюджета.
Платежным поручением от 6 апреля 2017 г. N 327 данные денежные средства социальной выплаты зачислены на счет Гавриловой Я.М. в Сбербанке России.
20 января 2017 г. Гаврилова Я.М. заключила с подрядчиком ООО "Северный дом" договор N 173 о строительстве дома. В соответствии с этим договором (с учетом дополнительного соглашения к нему от 13 июня 2017 г. N 1) она обязалась принять и оплатить с использованием социальной выплаты и собственных средств работы по строительству каркасного дома на земельном участке, находящемся по адресу: < ... > область, < ... > , село < ... > , < ... > , принадлежащем на праве собственности Гавриловой Я.М.
В 2019 году Контрольно-счетной палатой Ярославской области в Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области проводилась проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию мероприятий областной целевой программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. По результатам проверки 12 апреля 2019 г. составлен акт.
Согласно акту от 12 апреля 2019 г. установлены факты неправомерного (в нарушение подпункта 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат) включения Администрацией Ярославского муниципального района 12 молодых семей и молодых специалистов в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Ярославской области, в том числе Колпаковой (Гавриловой) Я.М., как не соответствующей условиям, то есть переехавшей из г. Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, в сельскую местность - в Ярославский муниципальный район, переезд в который не дает право на получение социальной выплаты, ввиду чего были неправомерно использованы средства на предоставление Колпаковой (Гавриловой) Я.М. социальной выплаты в размере 716 100 руб. Аналогичные выводы содержатся в акте Контрольно-счетной палаты Ярославской области от 13 марта 2019 г. встречной проверки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.
Разрешая спор по исковым требованиям Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области о признании договора от 13 марта 2017 г. об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты недействительным (ничтожным) и применении последствий недействительности сделки путем взыскания с Гавриловой Я.М. денежных средств предоставленной ей социальной выплаты в размере 716 100 руб. и отказывая в удовлетворении данных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департаменту было достоверно известно о том, что Гаврилова Я.М. не может являться участником областной целевой программы по категории "молодой специалист, изъявивший желание переехать в сельскую местность (переезжающий в сельскую местность)", однако тем не менее ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты, подписан договор от 13 марта 2017 г., произведена социальная выплата. При этом у Гавриловой Я.М. и МОУ "Сарафоновская средняя школа" в связи с указанными действиями Департамента имелись основания полагаться на действительность сделки, кроме того, со стороны Гавриловой Я.М. не было совершено каких-либо действий, свидетельствующих о ее недобросовестном поведении, направленном на незаконное получение социальной выплаты.
Суд счел, что данная социальная выплата, по сути, предоставлена Гавриловой Я.М. в качестве средств к существованию, под которыми подразумеваются любые причитающиеся лицу платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов семьи.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае социальная выплата не подлежит взысканию с Гавриловой Я.М. в силу подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая целевой характер данной выплаты - на строительство жилья, то есть ее направленность на обеспечение обычных, ежедневных потребностей человека, принимая во внимание отсутствие со стороны Гавриловой Я.М. недобросовестности при получении этой выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора о признании действий Администрации Ярославского муниципального района по включению Гавриловой Я.М. в сводные списки граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - получателей социальных выплат, в рамках реализации областной целевой программы незаконными, взыскании с Администрации Ярославского муниципального района в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованных денежных средств, суд первой инстанции указал на то, что признание незаконными действий Администрации Ярославского муниципального района по включению Гавриловой Я.М. в список, формируемый Администрацией Ярославского муниципального района, не повлечет правовых последствий, так как Администрация Ярославского муниципального района не является распорядителем бюджетных средств, ее действия не могут рассматриваться как основание для предоставления Гавриловой Я.М. социальной выплаты, а прокурором неправильно избран способ защиты прав, поскольку какие-либо права и обязанности в случае удовлетворения этого требования не возникнут, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, не произойдет.
Суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора о признании договора от 13 марта 2017 г. об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты недействительным (ничтожным) в соответствии с нормами статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, отметив, что нарушения этим договором прав неопределенного круга лиц не имеется. Напротив, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты, определен сводным списком, утвержденным Департаментом, а также имеющимися списками, которые представлены в Департамент органами местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции с принятием нового решения по делу и удовлетворяя исковые требования Департамента, а также частично удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к выводу о том, что у Гавриловой Я.М. не имелось правовых оснований для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной и областной целевых программ, поскольку Гаврилова Я.М. не соответствовала одному из условий, предусмотренных в подпункте 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат, а именно переехала в сельскую местность Ярославского муниципального района из г. Ярославля, являющегося административным центром этого муниципального района, а такой переезд не дает ей право на получение названной социальной выплаты. В связи с этим суд апелляционной инстанции со ссылкой на статьи 166, пункт 2 статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признал договор об обеспечении жильем молодого специалиста (молодой семьи) от 13 марта 2017 г. ничтожным, как нарушающий требования закона, посягающий на публичные интересы, так как он создает препятствия для участия в программе неопределенному кругу лиц, которые могли бы претендовать на получение социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, при которых полученная Гавриловой Я.М. социальная выплата не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, и взыскал с Гавриловой Я.М. в пользу Департамента денежные средства в размере 716 100 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения этим судом норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
1. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого федерального закона).
Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 данного федерального закона).
Исходя из положений статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).
2. В соответствии с федеральной целевой программой в Ярославской области разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п < 1 > , в рамках которой для улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых семей и молодых специалистов предусматривалась социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, осуществляемая в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к областной целевой программе).
< 1 > Документ утратил силу с 3 марта 2020 г. в связи с изданием постановления правительства Ярославской области от 3 марта 2020 N 179-п "Об утверждении Государственной программы Ярославской области "Комплексное развитие сельских территорий Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства области".
При утверждении названных правил были учтены нормативные предписания Типового положения к федеральной целевой программе, в том числе об условиях, необходимых для предоставления социальной выплаты, и о порядке обращения за ней граждан, включая молодые семьи и молодых специалистов (пункты 4, 8, 12, 19, 20 - 22, 33 - 35, 39, 40, 41).
Подпунктом 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат (в редакции на день заключения договора об обеспечении Гавриловой Я.М. жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты - 13 марта 2017 г.), установлено, что право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:
- переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
- проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Пунктом 4 раздела III Правил предоставления социальных выплат определено, что молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением необходимых документов, в частности подтверждающих соответствие условиям, установленным в подпункте 1.4 пункта 1 этого раздела Правил (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности).
Пунктом 6 раздела III Правил закреплено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 4 данного раздела Правил, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата в течение 5 календарных дней с момента выявления недостоверной информации. Сформированные списки направляются в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области для формирования сводного списка на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктами 1 и 3 раздела IV Правил право граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на получение социальной выплаты подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, оформляемым Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в соответствии с утвержденными сводными списками.
Пунктом 1.6 раздела II Правил (в редакции на день заключения договора об обеспечении Гавриловой Я.М. жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты - 13 марта 2017 г.) предусмотрено, что Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты в пределах средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах на текущий финансовый год.
Из приведенных нормативных положений следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы и не имеющих в собственности жилого помещения в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Одним из условий предоставления социальной выплаты названной категории граждан является их переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района. Для реализации права на социальную выплату молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы, в частности подтверждающие их соответствие в совокупности условиям, установленным для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления поданных молодой семьей или молодым специалистом документов, достоверность содержащихся в них сведений, при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных гражданином документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. По результатам проверки документов органы местного самоуправления формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району, и направляют эти списки в орган исполнительной власти (в Ярославской области - Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области), который формирует, утверждает сводные списки участников и в соответствии с этими списками перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты.
3. Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и апелляционному представлению заместителя прокурора Ярославского района Ярославской области на решение суда первой инстанции, которым в удовлетворении исковых требований Департамента и прокурора отказано в полном объеме, ссылаясь на нормы статей 166, 167, 168 ГК РФ, исходил из того, что договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем от 13 марта 2017 г. является ничтожной сделкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ определено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ). В данном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечислены в качестве примера некоторые сделки, которые в силу прямого указания закона отнесены к ничтожным сделкам.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из изложенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Признавая договор об обеспечении молодого специалиста жильем от 13 марта 2017 г., заключенный между Департаментом, МОУ "Сарафоновская средняя школа" и Гавриловой Я.М., недействительным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ, суд апелляционной инстанции указал на то, что данный договор посягает на публичные интересы, поскольку создал препятствия для участия в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" неопределенному кругу лиц, которые могли бы претендовать на получение социальной выплаты.
Однако этот вывод суда апелляционной инстанции сделан без учета нормативных положений Типового положения (приложение N 4 к федеральной целевой программе) и Правил предоставления социальных выплат (приложение N 2 к областной целевой программе), регулирующих порядок и условия для включения в списки граждан, в том числе молодых специалистов, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, особенности заключения и исполнения договора об обеспечении гражданина (молодого специалиста) жильем.
С учетом положений Правил предоставления социальных выплат лица, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, определяются соответствующим сводным списком, в который включаются не все желающие получить социальную выплату, а только граждане, в том числе молодые специалисты, отвечающие в совокупности условиям, предусмотренным указанными правилами, то есть круг лиц определен названным списком.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, для признания договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 13 марта 2017 г. ничтожным, поскольку заключение данного договора с Гавриловой Я.М. не посягало на публичные интересы, а именно не создавало препятствий для участия в областной целевой программе неопределенному кругу лиц и не нарушало их права.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, со стороны Гавриловой Я.М. никаких недобросовестных, противоправных действий при реализации права на социальную выплату допущено не было, решение о признании за ней права на указанную выплату и о заключении с ней договора об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем от 13 марта 2017 г. принималось Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
4. Отменяя решение суда первой инстанции и взыскивая в пользу Департамента с Гавриловой Я.М. денежные средства в виде социальной выплаты, суд апелляционной инстанции сослался на нормы ГК РФ о недействительности сделки и указал, что у Гавриловой Я.М. не имелось правовых оснований для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной и областной целевых программ, а также полагал, что данную выплату нельзя отнести к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату на основании подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
Пунктом 2 статьи 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что в случае применения к сделке последствий ее недействительности, в частности в виде возврата стороной сделки другой стороне всего полученного по сделке, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Суд апелляционной инстанций, указывая на то, что к спорным отношениям не подлежат применению положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не принял во внимание социально значимый характер полученной Гавриловой Я.М. в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальной выплаты, а также отсутствие недобросовестного, противоправного поведения со стороны Гавриловой Я.М. в спорных правоотношениях.
Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Гавриловой Я.М. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, на что обоснованно было указано судом первой инстанции при разрешении исковых требований Департамента и прокурора. В связи с этим вывод суда апелляционной инстанции о том, что на спорные отношения положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не распространяются, сделан без учета правовой природы названной выплаты и не соответствует приведенному правовому регулированию.
Взыскивая с Гавриловой Я.М. денежные средства в размере полученной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Гавриловой Я.М. на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Разрешая исковые требования Департамента и прокурора, суд апелляционной инстанции не принял во внимание конкретные обстоятельства включения Гавриловой Я.М. в списки участников мероприятий - получателей социальной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, возложив бремя неблагоприятных последствий допущенных нарушений на гражданина, тем самым допустил формальный подход к разрешению настоящего спора.
Между тем судом первой инстанции было установлено и не опровергнуто судом апелляционной инстанции, что Гавриловой Я.М. для включения ее в состав участников на получение социальной выплаты в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области были представлены документы, необходимые для ее включения в названный состав участников в рамках федеральной и областной целевых программ, в том числе подтверждающие работу Гавриловой Я.М. учителем начальных классов МОУ "Сарафоновская средняя школа" и ее намерение проживать в сельской местности.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области является ответственным исполнителем областной целевой программы, самостоятельно принимает решение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств бюджета.
По результатам рассмотрения этих документов Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области включил Гаврилову Я.М. в сводный список участников мероприятий, признал за ней право на получение социальной выплаты, выдал ей свидетельство на предоставление социальной выплаты и перечислил денежные средства социальной выплаты на строительство жилья на банковский счет Гавриловой Я.М.
При этом у Департамента в случае отсутствия у Гавриловой Я.М. права на участие в целевой программе имелось право принять решение об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты в порядке пункта 4 раздела IV Общих положений Правил предоставления социальных выплат.
Полученная Гавриловой Я.М. социальная выплата использована ею по целевому назначению: за счет денежных средств социальной выплаты 20 января 2017 г. Гаврилова Я.М. заключила с подрядной организацией договор о строительстве дома на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Гавриловой Я.М. и находящемся в Ярославской области, в селе Сарафоново. В процессе реализации права на социальную выплату со стороны Гавриловой Я.М. не было допущено недобросовестных, противоправных действий.
Лишение в сложившейся ситуации молодого специалиста Гавриловой Я.М. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, не допустившей недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на социальную выплату, использовавшей данную выплату по ее целевому назначению, работающей учителем начальных классов в средней школе в сельской местности и не имеющей иного жилья в сельской местности там, где она работает, не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным в том числе на привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности в социальной сфере, не имеющих там жилья и достаточных собственных средств для его приобретения. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших местом жительства сельскую местность, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и о взыскании с Гавриловой Я.М. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области полученной ею социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области нельзя признать соответствующим целям и задачам правового регулирования отношений по обеспечению жильем молодых специалистов (молодых семей), изъявивших желание проживать и работать в сельской местности в социальной сфере, и предназначению указанной социальной выплаты.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Гавриловой Я.М. законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 ГПК РФ.
Суд первой инстанции в отличие от суда апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований Департамента и прокурора установил юридически значимые обстоятельства по делу с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со специальными нормами права, регулирующими отношения по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам и молодым семьям, и правильно разрешил настоящий спор.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 8 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Гавриловой Я.М., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15 и 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 8 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 г. по делу N 2-95/2020 Ярославского районного суда Ярославской области отменить.
Оставить в силе решение Ярославского районного суда Ярославской области от 6 марта 2020 г.