ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2023 г. N 303-ЭС23-3563
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2022 по делу N А73-15261/2021
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" (далее - ООО "Офис-Центр") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края о признании одностороннего отказа от инвестиционного соглашения от 27.01.2016 N ИС-3/16, выраженного в уведомлении от 02.10.2019 N 01-11-2854, недействительной сделкой.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края, администрация города Хабаровска.
Определением от 01.04.2022 произведена замена ответчика - Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края на его правопреемника - Министерство экономического развития Хабаровского края. Также указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Правительство Хабаровского края, исключив его из состава третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное толкование и применение судами положений раздела 4 Порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, предусматривающих строительство объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края и определения их соответствия критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 N 331-пр.
По мнению ООО "Офис-Центр", суды неполно исследовали обстоятельства, связанные с предоставлением земельных участков для реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 27.01.2016 между ООО "Офис-Центр" (субъект инвестиционной деятельности) и Правительством Хабаровского края заключено инвестиционное соглашение N ИС-3/16, предметом которого являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта "Многофункциональное высотное здание с тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина - Калинина в Центральном районе г. Хабаровска" приоритетным инвестиционным проектом края (пункт 1.1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 19.08.2016 N ДС-10/16 в пункт 1.1 внесены изменения, в соответствии с которыми предметом соглашения являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта "Многофункциональное высотное здание с конгресс холлом, тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина - Калинина в Центральном районе г. Хабаровска" приоритетным инвестиционным проектом края.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом края в целях предоставления земельного участка в аренду без торгов, в случае соответствия его критериям, установленным Законом Хабаровского края от 29.07.2015 N 102 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов".
Стоимость инвестиционного проекта составила 6 500 000 000 рублей (пункт 2.2 соглашения).
Согласно пункту 2.3 соглашения срок реализации инвестиционного проекта определен с января 2016 по июнь 2018; дата ввода объекта в эксплуатацию - июль 2018.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения основными параметрами инвестиционного проекта и результатов его реализации являются:
- объем средств, направленных субъектом инвестиционной деятельности на финансирование инвестиционного проекта, не менее 6 500 000 000 рублей, в том числе за счет собственных и заемных средств (доля заемных средств составит не более 70% от общего объема инвестиций);
- планируемая мощность инвестиционного проекта: суммарная площадь здания составляет 94 494 кв. м, в том числе площадь подземной части - 45 034 кв. м, площадь наземной части - 49 460 кв. м;
- количество созданных новых рабочих мест и сохраненных рабочих мест: проект предусматривает создание 130 рабочих мест;
- налоговые поступления в консолидированный бюджет края в размере не менее итоговой суммы по году (по всем налогам), указанной в графике налоговых платежей, являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения (приложение N 1).
Пунктом 2.5 соглашения установлены характеристики земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта:
- муниципальное образование Хабаровского края, на территории которого предполагается размещение объекта - городской округ "Город Хабаровск";
- размер земельного участка - 175 093,4 кв. м, в том числе 17 589 кв. м и 157 504,4 кв. м;
- вид разрешенного использования - земельный участок, предназначенный для объектов общественно-делового назначения.
Письмом от 30.08.2018 N 282 ООО "Офис-Центр" обратилось к Министру земельно-имущественной политики Хабаровского края за рассмотрением заявления о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, ссылаясь на то, что в связи с доработкой проекта изменились стоимость проекта, площадь испрашиваемого земельного участка и сроки реализации проекта.
На заседании инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края 25.09.2018 рассмотрен вопрос о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, принято решение признать целесообразным внесение изменений в инвестиционное соглашение:
- администрации городского округа "Город Хабаровск" поручено определить земельные участки, необходимые для реализации инвестиционного проекта;
- Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края рекомендовано подготовить и согласовать проект дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 на основании информации, представленной администрацией;
- Министерству строительства Хабаровского края рекомендовано заключить дополнительное соглашение к инвестиционному соглашению от 27.01.2016.
Инвестиционный совет при Правительстве Хабаровского края, рассмотрев 11.09.2019 текущее состояние спорного инвестиционного проекта, принял решение рекомендовать Правительству края отказать ООО "Офис-Центр" в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 и расторгнуть инвестиционное соглашение ввиду возникновения ряда проблем при его реализации: отсутствие информации о подтверждении источников финансирования проекта; необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Хабаровска; отсутствие решения вопроса предоставления земельного участка для реализации проекта в границах водоохранной зоны.
От Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в адрес ООО "Офис-Центр" 02.10.2019 поступило извещение N 01-11-2854 с предложением подписать соглашение от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного соглашения.
ООО "Офис-Центр" 26.04.2021 направило в Правительство Хабаровского края предложение N 8 о заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению, полагая, что Правительством края в одностороннем порядке нарушается процедура внесения изменений в инвестиционное соглашение.
В ответ на данное предложение Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края письмом от 17.05.2021 N 01-12-1985 сообщило об отсутствии оснований для заключения дополнительного соглашения в связи с неисполнением ООО "Офис-Центр" существенных условий соглашения, сославшись, в том числе, на результаты проведения проверки деятельности органов исполнительной власти края прокуратурой Хабаровского края, об отсутствии выявленных нарушений в части расторжения инвестиционного соглашения.
Общество "Офис-Центр" полагая, что односторонний отказ от инвестиционного соглашения, выраженный в уведомлении Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края от 02.10.2019 N 01-11-2854 обладает признаками недействительности, поскольку подписавшее его должностное лицо не имеет таких полномочий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 124, 125, 166, 182, 421, 431, 450.1, 740, 758 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Устава Хабаровского края, положениями Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 "О Правительстве Хабаровского края", Положением о Министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 N 485-пр, постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 N 331-пр, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации", суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу о том, что Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края обладало полномочием направлять уведомление об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения.
Судебными инстанциями учтено, что односторонний отказ ответчика от инвестиционного соглашения мотивирован невыполнением обществом "Офис-Центр" основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации более чем на 10% от показателей, установленных соглашением.
Именно из-за невозможности использования испрашиваемых земельных участков под производственную и транспортную инфраструктуру в рамках реализации инвестиционного проекта, отказом истца от альтернативных земельных участков, а также неисполнением ООО "Офис-Центр" существенных условий инвестиционного соглашения на заседании инвестиционного совета, состоявшемся 11.11.2019, принято решение отказать названному обществу в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть инвестиционное соглашение.
Суды заключили, что истец проявил бездействие по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" и в проект планировки "Центрального района г. Хабаровска", с заявлением о внесении изменений в инвестиционное соглашение относительно стоимости и сроков реализации инвестиционного проекта истец обратился за пределами срока окончания реализации инвестиционного проекта и ввода объекта в эксплуатацию.
Доводы кассационной жалобы, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА