МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 января 2020 г. N 8
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВТОПОЕЗДОВ,
АВТОПРИЦЕПОВ, ПОЛУПРИЦЕПОВ, СЪЕМНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ
В ПОРОЖНЕМ ИЛИ ГРУЖЕНОМ СОСТОЯНИИ В ГРУЗОВЫХ ВАГОНАХ
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2015, N 1, ст. 56) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 47, ст. 6669), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах.
2. Признать не подлежащими применению:
приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 9Ц "Об утверждении Правил перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 1999 г., регистрационный N 1928);
приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 50 "О внесении изменений в Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 8 января 2002 г., регистрационный N 3147);
приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 65 "О внесении изменений и дополнений в Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2003 г., регистрационный N 5177).
Министр
Е.И.ДИТРИХ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 14 января 2020 г. N 8
ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВТОПОЕЗДОВ,
АВТОПРИЦЕПОВ, ПОЛУПРИЦЕПОВ, СЪЕМНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ
В ПОРОЖНЕМ ИЛИ ГРУЖЕНОМ СОСТОЯНИИ В ГРУЗОВЫХ ВАГОНАХ
I. Общие положение
1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах (далее - Правила) определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах.
2. Для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии используются технически исправные грузовые вагоны, технические характеристики которых предусматривают перевозку таких грузов.
Для контрейлерной перевозки < 1 > автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов используются контрейлерные платформы < 2 > .
< 1 > Пункт 2.12.85 ГОСТ 34530-2019 Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения, введен в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (Москва, Стандартинформ, 2019) (далее - ГОСТ 34530-2019).
< 2 > Пункт 3.3.22 ГОСТ 34056-2017 Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения, введен в действие приказом Росстандарта от 31 марта 2017 г. N 231-ст (Москва, Стандартинформ, 2017).
3. В случаях, если предлагаемые грузоотправителем условия перевозок автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в грузовых вагонах не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов и ответственность сторон за их перевозку и сохранность < 3 > .
< 3 > Статья 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2019, N 31, ст. 4425) (далее - Устав).
4. До предъявления автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов к перевозке грузоотправитель должен подать перевозчику заявку на перевозку грузов, составленную в соответствии с Правилами приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 27 июля 2015 г. N 228 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2015 г., регистрационный N 40075) < 4 > (далее - Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом).
< 4 > С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 18 июля 2017 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2017 г., регистрационный N 47711).
II. Осуществление контрейлерной перевозки автопоездов,
автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов
в порожнем или груженом состоянии
5. Размещение автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в груженом или порожнем состоянии в грузовых вагонах осуществляется в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления автомобилей, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии при перевозке в грузовых вагонах, утвержденными приказом Минтранса России от 26 июля 2017 г. N 278 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2017 г., регистрационный N 48975).
6. Контрейлерная перевозка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов осуществляется на основании принятой к исполнению перевозчиком заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - Заявка ГУ-12), в соответствии с приложением N 1 к Правилам приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
При заполнении Заявки ГУ-12 грузоотправителем для контрейлерной перевозки указываются:
- в графе 8 "Количество тонн": масса автопоезда, автоприцепа, полуприцепа, съемного автомобильного кузова с учетом массы груза;
- в графе 11 "Наименование":
"АПД" - при предъявлении к перевозке автопоезда;
"КТР1" - при предъявлении к перевозке автоприцепа, съемного автомобильного кузова длиной до 7800 мм включительно,
"КТР2" - при предъявлении к перевозке полуприцепа вне зависимости от его размера, автоприцепа и съемного автомобильного кузова длиной свыше 7800 мм;
- в графе 12 "Примечание":
способ погрузки автопоезда, автоприцепа, полуприцепа, съемного автомобильного кузова на контрейлерную платформу: "Горизонтальный" (с заездом своим ходом с использованием торцевой или боковой рампы) или "Вертикальный" (с использованием погрузочно-разгрузочных механизмов);
при перевозке в составе контрейлерного поезда предоставляются сведения о том, что перевозка осуществляется в составе контрейлерного поезда, включая сведения о согласовании заявки на организацию контрейлерного поезда организатором контрейлерного поезда.
7. Контрейлерная перевозка осуществляется между железнодорожными станциями (далее - станции), открытыми для выполнения операций с автопоездами, автоприцепами, полуприцепами, съемными автомобильными кузовами, перевозимыми в рамках контрейлерной перевозки.
Прием к контрейлерной перевозке автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов и их выдача на станциях, не открытых для выполнения операций с автопоездами, автоприцепами, полуприцепами, съемными автомобильными кузовами, должны производиться по соглашению между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на выполнение операций с автопоездами, автоприцепами, полуприцепами, съемными автомобильными кузовами, перевозимыми в рамках контрейлерной перевозки.
8. На каждую контрейлерную перевозку должна оформляться транспортная железнодорожная накладная, составленная в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819) < 5 > (далее - накладная).
< 5 > С изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971), от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).
9. Погрузка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов на контрейлерные платформы в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем < 6 > .
< 6 > Статья 21 Устава.
10. Грузоотправитель должен обеспечить в автопоезде запирание кабины, салона, капота, багажника, баков с горючим на предусмотренные конструкцией техники защелки или замки, а также защиту упаковочным материалом находящихся на автопоезде зеркал, фар, иных остекленных деталей.
12. При выполнении маневровых работ, связанных с формированием, расформированием поездов, вагоны с автопоездами, автоприцепами, полуприцепами, съемными автомобильными кузовами распускать с сортировочной горки и толкать при маневрах запрещается < 7 > .
< 7 > Приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный N 19627) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 4 июня 2012 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735), от 30 марта 2015 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020), от 9 ноября 2015 г. N 330 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978).
III. Перевозка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов,
съемных автомобильных кузовов контрейлерным поездом
13. Перевозка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов контрейлерным поездом < 8 > осуществляется без его расформирования (формирования) в пути следования.
< 8 > Пункт 2.12.33 ГОСТ 34530-2019.
Перевозчик устанавливает длину, вместимость, маршрут следования контрейлерного поезда.
14. Для организации контрейлерного поезда грузоотправитель либо уполномоченное им лицо (далее - организатор контрейлерного поезда) направляет перевозчику заявку на организацию контрейлерного поезда (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящим Правилам).
Заявки на организацию контрейлерного поезда направляются в подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения пользователей услугами железнодорожного транспорта на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок рассмотрения заявки на организацию контрейлерного поезда перевозчиком с учетом ее согласования с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не должен превышать тридцати календарных дней с даты ее поступления.
15. Контрейлерный поезд может быть сформирован на железнодорожных путях общего пользования, расположенных на станциях, и железнодорожных путях необщего пользования.
Формирование контрейлерного поезда осуществляется по соглашению между перевозчиком и организатором контрейлерного поезда на организацию контрейлерного поезда.
Условия формирования контрейлерного поезда на железнодорожных путях общего пользования устанавливаются перевозчиком с учетом технических и технологических возможностей станций отправления, назначения, а также маршрута следования контрейлерного поезда.
Прием к перевозке автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов контрейлерным поездом на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется в количестве вагонов, соответствующем установленным перевозчиком длине контрейлерного поезда на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов.
16. В состав контрейлерного поезда по согласованию с перевозчиком могут включаться также вагоны-дизель-генераторы, вагоны прикрытия и вагоны, предназначенные для сопровождения автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов.
17. Оформление перевозочных документов на перевозку автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов контрейлерным поездом осуществляется организатором контрейлерного поезда по поручению от имени грузоотправителя или от своего имени (если он является грузоотправителем).
18. Срок доставки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов, следующих в составе контрейлерного поезда, определяется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2016 г., регистрационный N 41393) < 9 > , как для маршрутных отправок.
< 9 > С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 28 декабря 2017 г. N 543 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2018 г., регистрационный N 50411).
IV. Выдача автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных
автомобильных кузовов после завершения
контрейлерной перевозки
19. Выдача автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов на станции назначения производится в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 29 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4772) < 10 > .
< 10 > С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).
20. Выезд автомобилей, автопоездов, вывоз автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов со станции обеспечивается грузополучателем.
Приложение
к Правилам перевозок железнодорожным
транспортом автопоездов, автоприцепов,
полуприцепов, съемных автомобильных
кузовов в порожнем или груженом
состоянии в грузовых вагонах
Рекомендуемый образец
Заявка на организацию контрейлерного поезда Наименование организатора контрейлерного поезда, его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) ___________ ___________________________________________________________________________ Перевозчик ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (указывается наименование перевозчика, его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) Железнодорожная станция отправления ___________________________________ ___________________________________________________________________________ (указывается код железнодорожной станции, полное наименование железнодорожной станции инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования отправления) Место формирования контрейлерного поезда ______________________________ ___________________________________________________________________________ (при формировании контрейлерного поезда на железнодорожных путях общего пользования указывается наименование железнодорожной станции, при формировании контрейлерного поезда на железнодорожных путях необщего пользования указывается наименование железнодорожного пути необщего пользования) Железнодорожная станция назначения ____________________________________ ___________________________________________________________________________ (указывается код железнодорожной станции, полное наименование железнодорожной станции и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования назначения) Место расформирования контрейлерного поезда ___________________________ ___________________________________________________________________________ (при расформировании контрейлерного поезда на железнодорожных путях общего пользования указывается наименование железнодорожной станции, при расформировании контрейлерного поезда на железнодорожных путях необщего пользования указывается наименование железнодорожного пути необщего пользования) _____________ ______________ __________________________________________ Дата Подпись Расшифровка подписи с указанием должности Печать (при наличии)