МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2024 г. N ФС-АК-6/2396
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в 2023 году проведены контрольные мероприятия в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в ходе которых выявлены многочисленные нарушения требований Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также правовых актов, изданных во исполнение Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.
Кроме того, у всех объектов контроля выявлены нарушения, содержащие признаки состава административного правонарушения. В связи с этим копии материалов проверок направлены в Федеральную антимонопольную службу.
Россельхознадзор направляет обобщенную информацию о нарушениях, выявленных по результатам контрольных мероприятий, для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных нарушений и их своевременное устранение.
И.о. Руководителя
А.П.КАРМАЗИН
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
(ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 44-ФЗ) ЗА 2023 ГОД
1) размещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) плана-графика закупок, извещений об осуществлении закупок, годового отчета, касающегося участия в закупках СМП и СОНО под электронной подписью должностного лица, не являющегося контрактным управляющим или работником контрактной службы;
2) несвоевременное размещение плана-графика закупок на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов в ЕИС;
3) нарушение порядка формирования идентификационного кода закупки;
4) нарушения приказа Россельхознадзора от 09.10.2015 N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора" (далее - Приказ N 686), выразившиеся в приобретении:
- товаров и услуг, на которые не утверждены нормативные затраты;
- товаров и услуг с нарушением установленной методологии расчета нормативных затрат;
- товаров и услуг на сумму выше установленных нормативов цен;
- товаров и услуг с нарушением норматива количества;
5) нарушение приказа Россельхознадзора от 30.12.2016 N 994 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальными органами и подведомственными Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору бюджетными учреждениями и государственным унитарным предприятием отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)", выразившееся в отсутствии в описаниях объектов закупок обязательных характеристик приобретаемых товаров;
6) необоснованное ограничение конкуренции при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в заключении 4 контрактов с одним контрагентом, имеющих один предмет договора, заключенных в один день;
7) осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен, в том числе:
- направление запросов ценовой информации, не содержащих в полном объеме условия закупки, которые влияют на размер цены (например, в запросе ценовой информации не содержится срок и адрес поставки, требования к качеству и упаковке закупаемого товара);
- запросы ценовой информации и условия заключенных договоров невозможно признать сопоставимыми (например, в запросе ценовой информации отсутствует информация о поставке комплектующего оборудования, предусмотренного договором);
- использование ненадлежаще оформленных коммерческих предложений (далее - КП) организаций (например, КП не адресованы заказчику, печать и подпись в электронном документе КП (в формате pdf) находятся на разных слоях с текстом КП (их возможно отделить от текста КП));
- использование КП, подписанных неизвестным или неуполномоченным лицом (например, в КП отсутствует ФИО и должность подписанта, к КП не приложена доверенность в случае подписания КП лицом, не имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- использование КП без попозиционного указания цены единицы товара, работ, услуг, предусмотренных запросом ценовой информации (например, в запросе ценовой информации содержится спецификация единиц товаров, тогда как КП содержит только общую цену на все товары, перечисленные в спецификации);
- отсутствует запрос ценовой информации, в ответ на который предоставляется КП;
- ненадлежащее применение метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка) (например, расчет начальной (максимальной) цены не подтверждается КП, ценовая информация запрошена у одного контрагента, расчет начальной (максимальной) цены составлен с арифметическими ошибками);
8) ненадлежащее установление срока подачи заявок на участие в закупке при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки (не продлен срок подачи заявок на участие в закупке);
9) нарушение приказа Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" в части неприменения заказчиком типовой формы контракта;
10) нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок Российских товаров и ее достижений заказчиком", выразившееся в несоблюдении требований о минимальной доле закупок, товаров российского происхождения;
11) нарушение сроков размещения в ЕИС отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
12) нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части неприменения каталога товаров, работ, услуг;
13) нарушение сроков приемки и оплаты товара;
14) несоблюдение требований антидемпинговых мер в части обеспечения исполнения контракта;
15) ненаправление в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
16) нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в неустановлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
17) нарушение срока заключения контрактов по конкурентным закупкам;
18) нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р "О создании единого агрегатора торговли", выразившееся в осуществлении закупок без использования единого агрегатора торговли без законных на то оснований;
19) несвоевременное направление сведений о контракте на контроль в органы Федерального казначейства для размещения сведений в ЕИС;
20) превышение годового объема закупок у единственного поставщика подрядчика, исполнителя, осуществляемых на основании п. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
21) отсутствие ведения претензионной работы в части взыскания оплаты неустоек (штрафов, пеней);
22) включение в состав контрактной службы, а также в состав единой комиссии по осуществлению закупок работников, не имеющих удостоверений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
23) нарушение сроков возврата излишне уплаченного обеспечения исполнения контракта;
24) несоблюдение требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства;
25) принятие в качестве обеспечения исполнения контрактов независимых гарантии, не соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
26) незаконное изменение существенных условий контракта;
27) неприменение (ненадлежащее применение) мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения условий договора.
Приложение N 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" ЗА 2023 ГОД
1) нарушение Положения о закупках, выразившееся в закупке товаров, услуг, работ в отсутствие надлежащего обоснования цен по договорам;
2) не определен исчерпывающий перечень работников, обеспечивающих закупочную деятельность заказчика, состав работников, которым должна быть изготовлена электронная подпись для осуществления закупочной деятельности заказчика, а также не определены уполномоченные лица структурных подразделений, осуществляющих приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
3) несоблюдение минимальной обязательной доли закупок российских товаров;
4) отсутствие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок у специалистов, обеспечивающих закупочную деятельность в Учреждении;
5) составление плана закупок с нарушением установленных требований в части неуказания заказчиком предусмотренной законодательством Российской Федерации информации;
6) невключение информации о стране происхождения товара в договоры;
7) невключение в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме условия об установлении соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами;
невключение в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме условий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
8) оплата аванса на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг с нарушением установленного договором срока;
9) нарушение сроков приемки поставленного товара, результатов выполнения работы, оказания услуг и их оплаты по договорам;
10) нарушение сроков размещения информации о внесении изменений в план закупок товаров, работ, услуг в ЕИС;
11) нарушение сроков размещения в ЕИС протоколов подведения итогов электронного аукциона;
12) нарушение сроков, а также ненаправление в Федеральное казначейство информации и документов о заключении договоров, дополнительных соглашений к ним, информации об исполнении договоров;
13) нарушение сроков размещения в ЕИС, а также неразмещение следующих сведений:
- о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ;
- о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся;
14) размещение в ЕИС годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащего недостоверную информацию о количестве и об общей стоимости заключенных Учреждением договоров;
15) проведение экспертизы результатов исполнения договоров с нарушением установленных требований;
16) заключение дополнительных соглашений к договору в отсутствие правовых оснований;
17) неприменение (ненадлежащее применение) мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения условий договора, а также излишнее (необоснованное) взыскание неустойки;
18) необоснованное ограничение конкуренции при осуществлении закупки на основании пп. 4 п. 492 типового положения о закупке, выразившееся в заключении 2 договоров с одним контрагентом, имеющих один предмет договора, заключенных в один день;
19) заключение договора с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем на основании пп. 31 п. 492 типового положения о закупке в отсутствие правового основания;
20) включение в документацию об электронном аукционе разных требований к размеру обеспечения исполнения договора;
21) установление незаконных требований к размеру обеспечения исполнения договора;
22) заключение договоров с нарушением требований антидемпинговых мер.