ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2017 г. N ИА/47916/17
ПО ВОПРОСАМ
О ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), в связи с многочисленными вопросами, поступающими при проведении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений статьи 18.1 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Закона о закупках в части принятия к рассмотрению жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, поступающих от физических лиц.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона о закупках, частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, с учетом положений части 5 статьи 3 Закона о закупках, юридические и физические лица, соответствующие требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке, наделены правом обжалования в соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции, Закона о закупках.
Между тем, как следует из положений частей 1, 2 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках при организации и проведении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, его соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом соответствующей закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - Специальная правоспособность).
Так, например, статьей 48, частями 2 - 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО), за исключением случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации. При этом, согласно указанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, которые имеют право выполнять вышеуказанные виды работ могут являться индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Таким образом, в соответствии со статьей 48, частями 2 - 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о представлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать Специальной правоспособностью.
Учитывая изложенное, физические лица, в силу отраслевого законодательства не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.
На основании изложенного, при рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, в случае поступления жалобы от физического лица на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, в случае отсутствия Специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, ФАС России и ее территориальным органам необходимо принимать решение о возврате такой жалобы на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В случае, если при рассмотрении вопроса о принятии указанной жалобы к рассмотрению невозможно установить законность установленного субъектом контроля требования к участникам закупки о наличии Специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Однако, если при рассмотрении такой жалобы комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о законности установления указанного требования и в силу отраслевого законодательства Российской Федерации физическое лицо не может обладать такой Специальной правоспособностью, жалоба указанного лица подлежит оставлению без рассмотрения.
Указанная позиция также подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 305-КГ17-6258, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2017 N 305-КГ17-6921.
Кроме того, ФАС России обращает внимание, что в случае возврата, либо оставления без рассмотрения жалобы физического лица, жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом по результатам такого рассмотрения в действиях заказчиков, организаторов закупок могут быть выявлены признаки нарушения положений Закона о защите конкуренции, при наличии которых необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства в порядке и сроки, установленные Законом о защите конкуренции. Кроме того, в случае выявления признаков составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо передавать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях.
Дополнительно, необходимо отметить, что в силу отраслевого законодательства юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обладать Специальной правоспособностью. В связи с изложенным жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не могут быть возвращены по основаниям, изложенным в настоящем разъяснении и подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ