ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2022 г. N 47-КГ22-1-К6
УИД 56RS0022-01-2020-000897-47
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 апреля 2022 г. кассационную жалобу представителя Переплетникова Владимира Алексеевича по доверенности Шломы Евгения Геннадьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г.
по делу N 2-293/2020 Новоорского районного суда Оренбургской области по иску Переплетникова Владимира Алексеевича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоорскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании денежных средств, незаконно выплаченных им за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., мнение представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по доверенности Курсаева А.В. в отношении доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Переплетников Владимир Алексеевич через своего представителя Шлому Е.Г. 11 августа 2020 г. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоорскому району (далее - ОМВД России по Новоорскому району), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД России по Оренбургской области) и с учетом уточнения исковых требований просил обязать ОМВД России по Новоорскому району возвратить неосновательно приобретенные денежные средства в размере 74 400 руб., уплаченные им в счет своего обучения в образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
Переплетников В.А. также просил суд взыскать с ОМВД России по Новоорскому району комиссионный сбор банка в размере 2 232 руб. за перевод уплаченных им денежных средств в счет обучения, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 971,90 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., расходы на составление доверенности на представителя в размере 1 500 руб., на оплату услуг представителя - 15 000 руб. и на уплату государственной пошлины - 2 432 руб.
В обоснование заявленных требований Переплетников В.А. ссылался на то, что родился < ... > г. В возрасте < ... > лет 1 сентября 2009 г. он поступил на обучение в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Челябинский юридический институт МВД России).
12 октября 2009 г. у него умерла мать Задорожная Марина Александровна (ранее Переплетникова М.А.), воспитывавшая его одна и являющаяся единственным родителем. После смерти матери по достижении возраста 18 лет Переплетников В.А. стал относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
28 сентября 2010 г. между МВД России в лице начальника Челябинского юридического института МВД России и Переплетниковым В.А., достигшим возраста 18 лет, заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
После расформирования Челябинского юридического института МВД России он был направлен в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Уфимский юридический институт МВД России).
По окончании обучения 29 июля 2014 г. ОМВД России по Новоорскому району заключил с Переплетниковым В.А. контракт о прохождении службы в органах внутренних дел по должности оперуполномоченного отделения уголовного розыска ОМВД России по Новоорскому району, по условиям которого на Переплетникова В.А. было возложено обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел сроком не менее 5 лет после окончания обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России, а в случае нарушения этого условия - обязательство по возмещению затрат на обучение.
Приказом ОМВД России по Новоорскому району от 22 августа 2016 г. Переплетников В.А. уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника).
В день увольнения ОМВД России по Новоорскому району уведомил Переплетникова В.А. о необходимости возмещения в течение 30 рабочих дней с момента получения уведомления затрат на его обучение в Уфимском юридическом институте МВД России в размере 86 335,71 руб.
В этот же день (22 августа 2016 г.) ОМВД России по Новоорскому району и Переплетников В.А. заключили соглашение о возмещении сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД Российской Федерации в случае увольнения со службы в органах внутренних дел, по условиям которого Переплетников В.А обязался возместить затраты на его обучение в Уфимском юридическом институте МВД России в размере 86 335,71 руб. с рассрочкой на три года и ежемесячным платежом в размере 2 398,21 руб.
За период с 23 сентября 2016 г. по 18 марта 2019 г. в счет исполнения данного обязательства Переплетниковым В.А. было перечислено ОМВД России по Новоорскому району 74 400 руб.
Переплетников В.А. указывал, что он после смерти матери стал относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространялись меры социальной поддержки, предусмотренные для такой категории лиц, в том числе право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Поскольку действующим законодательством (в частности, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Переплетникову В.А. было гарантировано обучение и содержание за счет бюджетных средств, то в заключенные с ним контракты о службе в органах внутренних дел и названное выше соглашение от 22 августа 2016 г. не могли быть включены условия о возложении на него обязанности по возмещению затрат на его обучение, такие условия противоречат федеральному законодательству и, соответственно, являются ничтожными.
В связи с этим ОМВД России по Новоорскому району без установленных законом оснований получило от него денежные средства в размере 74 400 руб. в качестве возмещения затрат на его обучение, то есть у ответчика имело место неосновательное обогащение.
Переплетников В.А. полагал, что в его пользу с ОМВД России по Новоорскому району подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, так как ответчик длительное время пользовался незаконно полученными от него денежными средствами в сумме 74 400 руб.
Переплетников В.А. также просил взыскать с ОМВД России по Новоорскому району компенсацию морального вреда, указывая на то, что незаконными действиями ответчика были нарушены его права как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2020 г. с учетом определения этого же суда от 7 декабря 2020 г. об исправлении описки исковые требования Переплетникова В.А. удовлетворены частично.
С ОМВД России по Новоорскому району в пользу Переплетникова В.А. взысканы денежные средства в размере 74 400 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 971,90 руб., комиссионный сбор банка - 2 232 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 13 000 руб. и расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2 432 руб. В остальной части исковые требования Переплетникова В.А. оставлены без удовлетворения. В исковых требованиях к УМВД России по Оренбургской области Переплетникову В.А. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г. отменено решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2020 г. в части взыскания с ОМВД России по Новоорскому району в пользу Переплетникова В.А. денежных средств в размере 74 400 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 971,90 руб., комиссионного сбора банка - 2 232 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 13 000 руб. и расходов на уплату государственной пошлины в сумме 2 432 руб. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе представителя Переплетникова В.А. по доверенности Шломы Е.Г. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г., как незаконных, и оставления в силе решения Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2020 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. 3 декабря 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 16 февраля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Переплетников В.А., представитель ответчика ОМВД России по Новоорскому району, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу представителя ОМВД России по Новоорскому району, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Переплетников В.А. родился < ... > г. Его матерью являлась Переплетникова М.А. В запись акта о рождении Переплетникова В.А. сведения об отце Переплетникове А.П. были внесены на основании заявления матери Переплетниковой М.А.
1 сентября 2009 г. Переплетников В.А. поступил на 1 курс очной формы обучения Челябинского юридического института МВД России.
12 октября 2009 г. умерла мать Переплетникова В.А. - Задорожная М.А. (ранее Переплетникова М.А.).
28 сентября 2010 г. между МВД России в лице начальника Челябинского юридического института МВД России и Переплетниковым В.А., достигшим возраста 18 лет, заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт от 28 сентября 2010 г.). Пунктом 6 данного контракта было предусмотрено, что Переплетников В.А. обязуется после завершения процесса обучения в Челябинском юридическом институте МВД России проходить службу в органах внутренних дел в течение 5 лет, а в случае досрочного расторжения контракта по инициативе сотрудника - возместить МВД России расходы, связанные с его обучением.
После расформирования Челябинского юридического института МВД России Переплетников В.А. был направлен на дальнейшее обучение в Уфимский юридический институт МВД России, с которым 3 декабря 2012 г. заключил контракт о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт от 3 декабря 2012 г.).
В соответствии с пунктом 4.11 этого контракта Переплетников В.А. обязался заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство по прохождению службы в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
По окончании Уфимского юридического института МВД России 29 июля 2014 г. между временно исполняющим обязанности начальника ОМВД России по Новоорскому району и Переплетниковым В.А. был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, согласно которому на Переплетникова В.А. было возложено выполнение обязанностей по должности оперуполномоченного отделения уголовного розыска ОМВД России по Новоорскому району (пункт 2 контракта, далее - контракт от 29 июля 2014 г.).
В силу пункта 4.11 контракта от 29 июля 2014 г. Переплетников В.А. также обязался проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Приказом ОМВД России по Новоорскому району от 29 июля 2014 г. лейтенант полиции Переплетников В.А. был назначен на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска ОМВД России по Новоорскому району.
Приказом ОМВД России по Новоорскому району от 22 августа 2016 г. контракт с Переплетниковым В.А. расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника).
22 августа 2016 г. ОМВД России по Новоорскому району вручил Переплетникову В.А. уведомление об обязанности возместить затраты на его обучение в Уфимском юридическом институте МВД России в размере 86 335,71 руб.
В этот же день (22 августа 2016 г.) ОМВД России по Новоорскому району и Переплетников В.А. со ссылкой на положения части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 "Об утверждении Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации" заключили соглашение, по условиям которого Переплетников В.А. обязался возместить затраты на его обучение в Уфимском юридическом институте МВД России в размере 86 335,71 руб. с рассрочкой на три года и ежемесячным платежом в размере 2 398,21 руб. (далее - соглашение от 22 августа 2016 г.).
В период с 23 сентября 2016 г. по 18 марта 2019 г. Переплетников В.А. выплатил ОМВД России по Новоорскому району в счет возмещения затрат на его обучение 74 400 руб.
С 1 января 2012 г. отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 данного закона определено, что зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на определенный период, в частности согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, названному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого федерального закона (то есть по инициативе сотрудника), в течение срока, предусмотренного в пункте 3 части 3 статьи 23 данного федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение), пунктами 2 - 7 которых предусмотрен порядок и размер возмещения сотрудником внутренних дел затрат на его обучение.
В частности, согласно пункту 4 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в последний день службы сотрудника руководитель органа внутренних дел или по его поручению иное должностное лицо выдают этому сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить МВД России затраты на обучение в образовательной организации высшего образования, образовательной или научной организации с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления средств.
Сотрудник вправе осуществлять возмещение затрат на обучение с рассрочкой до 3 лет. В этом случае сотрудник заключает с органом внутренних дел, из которого увольняется, письменное соглашение с указанием конкретных сроков и размеров платежей (пункт 5 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение).
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение, указал, что при невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в органах внутренних дел в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ввиду его увольнения со службы по собственной инициативе он должен возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Вместе с тем Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подлежащими применению к спорным отношениям в их взаимосвязи, гарантировано при получении профессионального образования обучение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетных систем Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что поскольку Переплетников В.А. в период обучения в образовательном учреждении МВД России приобрел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и его обучение в этой образовательной организации должно было осуществляться за счет средств федерального бюджета, то условия контрактов от 28 сентября 2010 г., от 3 декабря 2012 г. и соглашения от 22 августа 2016 г. в части возложения на Переплетникова В.А. обязательств о возмещении затрат на обучение противоречат нормам федерального законодательства и не могли быть включены в данные контракты и соглашение. Ввиду этого суд удовлетворил исковые требования Переплетникова В.А. о взыскании с ОМВД России по Новоорскому району как неосновательного обогащения денежных средств, уплаченных Переплетниковым В.А. в счет возмещения затрат на обучение в Уфимском юридическом институте МВД России, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, комиссионного сбора банка, расходов на оплату услуг представителя и расходов на уплату государственной пошлины.
В связи с ходатайством ОМВД России по Новоорскому району о применении последствий пропуска истцом трехмесячного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции счел, что к спорным отношениям по поводу взыскания с ОМВД России по Новоорскому району полученных по незаконному соглашению от 22 августа 2016 г. денежных средств следует применять общий срок исковой давности (три года), предусмотренный положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который истцом, производившим исполнение по этому соглашению до марта 2019 года, не пропущен. В удовлетворении названного ходатайства суд отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе ОМВД России по Новоорскому району, не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности Переплетниковым В.А. не пропущен, и отменил решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2020 г. в части удовлетворения исковых требований Переплетникова В.А. и принял по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции полагал, что между Переплетниковым В.А. и МВД России в лице ОМВД России по Новоорскому району возник служебный спор, вследствие чего к настоящим требованиям подлежит применению трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, начало которого определяется со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, в данном случае с момента заключения соглашения от 22 августа 2016 г. Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что Переплетников В.А. в суд с настоящим иском обратился с пропуском названного трехмесячного срока - 11 августа 2020 г. и доказательств уважительности причин пропуска этого срока не представил, пришел к выводу о том, что такое обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения апелляционное определение суда апелляционной инстанции, указала, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Переплетникова В.А. о взыскании в качестве неосновательного обогащения денежных средств, выплаченных им за обучение по соглашению от 22 августа 2016 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, комиссионного сбора банка, судебных расходов со ссылкой на пропуск Переплетниковым В.А. трехмесячного срока на обращение в суд за разрешением служебного спора основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
На дату зачисления Переплетникова В.А. на I курс обучения Челябинского юридического института МВД России отношения, связанные с получением гражданами и иными лицами высшего образования, регулировались Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (утратили силу с 1 сентября 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Пунктом 9 статьи 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" было установлено, что в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
В абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции, действовавшей в период обучения Переплетникова В.А. в Челябинском юридическом институте МВД России, а затем в Уфимском юридическом институте МВД России) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются меры социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечения одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Переплетников В.А. в период обучения по очной форме на I курсе Челябинского юридического института МВД России приобрел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего его дальнейшее обучение в образовательных учреждениях МВД России должно было осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту нормы данного закона изложены в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, действовавшей в период обучения Переплетникова В.А. в Уфимском юридическом институте МВД России).
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ даны понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В абзаце первом пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования заключаются в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещении их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мерах по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и системном единстве следует, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государство гарантирует им обучение и содержание за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до окончания обучения по названным образовательным программам. Такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на образование.
Возложение на указанных лиц обязанности по возмещению средств соответствующего бюджета, затраченных на их обучение, нарушало бы гарантированное им статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на период их обучения при получении профессионального образования.
Следовательно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел, имевшего в период обучения статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника) до истечения срока, установленного контрактом, на который сотрудник принял на себя обязательство по окончании обучения в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел, не дают уполномоченному органу оснований для взыскания с этого сотрудника затрат на его обучение. Иное приводило бы к умалению права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и, по сути, лишало бы гарантии на полное государственное обеспечение и социальную поддержку на период обучения.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 г., согласно которой оснований для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, относящихся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Именно из такого понимания правового регулирования отношений по возмещению затрат на обучение в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел граждан, относящихся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, исходил суд первой инстанции при разрешении исковых требований Переплетникова В.А. о взыскании с ОМВД России по Новоорскому району в качестве неосновательного обогащения выплаченных им по соглашению от 22 августа 2016 г. затрат на обучение в Уфимском юридическом институте МВД России.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Лицо, приобретшее (сберегшее) чужое имущество за счет другого лица, обязано его возвратить такому лицу.
Применительно к приведенным нормам права, регулирующим обязательства вследствие неосновательного обогащения, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Переплетникова В.А. о взыскании с ОМВД России по Новоорскому району денежных средств, уплаченных им по соглашению от 22 августа 2016 г. в счет возмещения затрат на обучение в Уфимском юридическом институте МВД России, поскольку условие данного соглашения о возложении на Переплетникова В.А., имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязательства о возмещении затрат на обучение противоречит нормам федерального законодательства (Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и не могло быть включено в соглашение от 22 августа 2016 г.
Между тем суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с ОМВД России по Новоорскому району в пользу Переплетникова В.А. денежных средств, незаконно выплаченных им за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами, комиссионного сбора банка, судебных расходов и отказывая Переплетникову В.А. в удовлетворении иска по причине пропуска им трехмесячного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, не принял во внимание характер спорных отношений и их правовое регулирование, вследствие чего ошибочно расценил возникший между Переплетниковым В.А. и ОМВД России по Новоорскому району спор как служебный. Вопреки мнению суда апелляционной инстанции, обращение Переплетникова В.А. в суд с требованием о возврате денежных средств, уплаченных им без установленных законом оснований в счет возмещения затрат на обучение в Уфимском юридическом институте МВД России по соглашению от 22 августа 2016 г., служебным спором не является, и, как установил суд первой инстанции, истцом не пропущен предусмотренный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности, составляющий три года.
При таких обстоятельствах нельзя признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Переплетникова В.А. по причине пропуска им установленного частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока обращения в суд за разрешением служебного спора. При этом необходимо отметить, что срок на обращение сотрудника органов внутренних дел в суд для разрешения служебного спора установлен частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции в части взыскания с ОМВД России по Новоорскому району в пользу Переплетникова В.А. денежных средств, незаконно выплаченных им за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами, комиссионного сбора банка, судебных расходов и, следовательно, для принятия в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Переплетникова В.А. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 ГПК РФ.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15 и 390.16 ГПК РФ,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 февраля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. по делу N 2-293/2020 Новоорского районного суда Оренбургской области по иску Переплетникова Владимира Алексеевича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоорскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании денежных средств, незаконно выплаченных им за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов отменить.
Оставить в силе решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2020 г. (в редакции определения этого же суда от 7 декабря 2020 г. об исправлении описки) по указанному делу.