ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2018 г. N 74-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мыреевой Надежды Константиновны о признании недействующим постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 года N 392 "О механизме реализации подпрограммы "Формирование рынка арендного жилья и наемных домов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 года N 392, опубликованным 12 июля 2016 года в приложении "Ведомости" к газете "Якутия" N 25, утвержден Порядок реализации подпрограммы "Формирование рынка арендного жилья и наемных домов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" (далее - Порядок), состоящий из общих положений и норм, определяющих порядок предоставления определенной категории граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), жилых помещений по договорам аренды по льготной стоимости; приложения N 1 в виде Методики расчета среднемесячного дохода на 1 члена семьи участника названной подпрограммы; приложения N 2 - бланка заявления на участие в программе; приложения N 3 - реестра поступивших заявлений; приложения N 4 - сведения о составе межведомственной комиссии и положения о ней.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что для участия в программе допускаются семьи с детьми-инвалидами или детьми, имеющими тяжелые заболевания, требующие длительного лечения в г. Якутске, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:
а) гражданин и члены его семьи в течение трех предшествующих подаче заявления лет не являлись собственниками или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений в г. Якутске;
б) гражданин и члены его семьи не реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или местного бюджета на приобретение жилого помещения в г. Якутске (за исключением средств материнского капитала);
в) среднемесячный доход на 1 члена семьи, исчисляемый по Методике расчета в соответствии с приложением N 1 к Порядку, меньше 0,8% величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленного решением Правительства Республики Саха (Якутия), при этом не превышает предельного размера, рассчитываемого как два прожиточных минимума на дату подачи заявления.
Объектом договора аренды жилого помещения по льготной стоимости является изолированное жилое помещение, пригодное для проживания, в виде отдельной квартиры, собственником которого выступает акционерное общество "Республиканское ипотечное агентство (далее - АО "РИА"), являющееся уполномоченным лицом по реализации подпрограммы (пункты 1.2 и 1.4).
Мыреева Н.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Порядка в полном объеме, ссылаясь в обоснование требований на его несоответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения, связанные с защитой жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в составе детей-инвалидов, урегулированы статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". По мнению административного истца, оспариваемый региональный нормативный правовой акт нарушает права иных категорий граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, ограничивает возможность предоставления жилых помещений в наемных домах социального использования для неучастников подпрограммы, что допустимо только федеральным законом, следовательно, нарушает ее права, свободы и законные интересы.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт первой инстанции, как постановленный с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Саха (Якутия) представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции правильным, основания для его отмены отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации в сфере жилищных правоотношений, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Выводы суда о законности оспариваемого постановления, устанавливающего дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи в отношении отдельных категорий граждан, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Социальная защита, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым названными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится решение вопросов в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 указанной выше статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Анализ приведенных законоположений в их взаимосвязи свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Как правильно констатировал суд первой инстанции, вопреки доводам административного истца оспариваемое постановление не регулирует правоотношения по предоставлению органами государственной власти либо органами местного самоуправления жилых помещений из фонда социального использования гражданам по договорам социального найма, найма жилых помещений. Следовательно, ссылка на нарушение прав административного истца об ограничении права на участие в подпрограмме "Формирование рынка арендного жилья и наемных домов", ввиду включения в нее категорий граждан, для которых предусмотрен иной механизм реализации жилищных прав, необоснованна.
Обеспечение семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с частью 3 статьи 52, частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми видами заболеваний, урегулирован пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку механизм социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений в аренду по льготной стоимости семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов либо детей с тяжелым заболеванием, требующим длительного лечения за пределами постоянного места жительства, на федеральном уровне не регламентирован, собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации федеральному законодательству не противоречит и права граждан не нарушает.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Постановление от 4 декабря 2017 года N 392 принято в пределах полномочий исполнительного органа власти Республики Саха (Якутия) и не противоречит федеральному законодательству, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении требования законным и обоснованным.
Довод административного истца о том, что оспариваемое постановление нарушает ее права как лица, стоящего на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в г. Якутске, поскольку необоснованно расширяет круг лиц, участвующих в правоотношениях, связанных с наймом жилых помещений жилищного фонда социального использования, обозначенный в статье 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правильно отклонен, как необоснованный, поскольку на льготных основаниях предоставляется жилое помещение, не входящее в состав поименованного фонда.
Утверждение в апелляционной жалобе на противоречие Порядка положениям статей 607 и 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, предписаниям пунктов 2 и 3 статьи 91, статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данный Порядок вводит институт аренды жилых помещений в наемных домах, также несостоятельно. Подпрограмма "О механизме реализации подпрограммы "Формирование рынка арендного жилья и наемных домов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" принята во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", предусматривающего формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Как следует из содержания Порядка, он не регулирует вопросы предоставления жилых помещений, находящихся в наемном доме, то есть в здании, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания в наемном доме социального использования по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений в наемном доме коммерческого использования (части 1 - 4 статьи 91.16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Передача отдельных жилых помещений, собственником которых является АО "РИА", конкретным категориям граждан по договорам аренды по правилам, установленным Порядком, не противоречит жилищному и гражданскому законодательству, поскольку в силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Допущенная судом описка в дате принятия Указа Президента Российской Федерации N 600 на законность постановленного судом решения не влияет и подлежит исправлению в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Необоснованна ссылка в апелляционной жалобе на принятие Порядка во исполнение утратившего силу нормативного правового акта, поскольку по состоянию на 4 декабря 2017 года Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 977 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" являлся действующим, утратил силу с 1 января 2018 года в связи с принятием Главой Республики Саха (Якутия) Указа от 25 октября 2017 года N 2165, которым в целях обеспечения эффективного функционирования системы программно-целевого управления утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат оснований для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мыреевой Надежды Константиновны - без удовлетворения.