ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 июня 2022 г. N 1613/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЧАСТНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО "РЖД" ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕРЕВОЗКЕ
ГРУЗА В ОТДЕЛЬНЫХ ГРУЖЕНЫХ ВАГОНАХ, СЛЕДУЮЩИХ
В СОСТАВЕ ГРУППОВОЙ ОТПРАВКИ
В целях перехода на цифровую модель обслуживания клиентов для реализации максимальной доступности и оперативности оказания услуг ОАО "РЖД" при возникновении препятствий к перевозке грузов в перевозочном процессе в составе групповой отправки:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия причастных подразделений ОАО "РЖД" при возникновении в пути следования обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке груза в отдельных груженых вагонах, следующих в составе групповой отправки (далее - Порядок).
2. Первому заместителю начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Колесникову С.М., первому заместителю начальника Центральной дирекции управления движением Шинкареву А.Г. довести Порядок до сведения причастных.
3. Заместителю начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Гороху Д.В. в месячный срок после утверждения Порядка направить в департамент информатизации в установленном порядке заявку на доработку программного обеспечения автоматизированных систем ЕАСАПР М, АС ЭТРАН.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Колесникова С.М.
Заместитель генерального
директора ОАО "РЖД" -
начальник Центра фирменного
транспортного обслуживания
А.ШИЛО
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 22 июня 2022 г. N 1613/р
ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЧАСТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОАО "РЖД" ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА В ОТДЕЛЬНЫХ
ГРУЖЕНЫХ ВАГОНАХ, КОНТЕЙНЕРАХ, СЛЕДУЮЩИХ В СОСТАВЕ
ГРУППОВОЙ ОТПРАВКИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия причастных подразделений ОАО "РЖД" при возникновении в пути следования обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке груза в отдельных груженых вагонах, контейнерах, следующих в составе групповой отправки < 1 > (далее - Порядок), разработан в целях перехода на цифровую модель обслуживания клиентов для реализации максимальной доступности и оперативности оказания услуг ОАО "РЖД" при возникновении препятствий к перевозке грузов в перевозочном процессе в составе групповой отправки и для организации завершения перевозочного процесса в отношении отдельных вагонов, контейнеров.
< 1 > Под обстоятельствами, препятствующими перевозке железнодорожным транспортом груза в вагоне, контейнере, подразумеваются такие обстоятельства, устранение которых невозможно силами перевозчика или грузоотправителя (грузополучателя) без угрозы без опасности движения и сохранности груза, и которые исключают дальнейшую перевозку груза железнодорожным транспортом.
1.1. Порядок разработан в соответствии со следующими документами:
федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта);
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года (далее - СМГС);
Служебная инструкция к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении от 28 апреля 2015 года;
Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, 21 - 22 мая 2009 года;
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные приказом Минтранса России от 29 июля 2019 года N 245 (далее - Правила перевозок грузов наливом);
Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденные приказом Минтранса России от 27 июля 2020 года N 256 (далее - Правила N 256);
Единый типовой технологический процесс коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2019 года N 3116/р (далее - Единый типовой технологический процесс);
Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 28 ноября 2017 N 2451р (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 17 октября 2018 года N 2258/р, от 8 октября 2020 года N 2230р) (далее - Регламент многоступенчатого контроля);
Инструкция о подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденная ОАО "РЖД" 21 августа 2007 года N ВМ-9261.
2. Термины, определения и сокращения
Термины, определения и сокращения, применяемые в настоящем Порядке:
акт общей формы - акт общей формы ГУ-23ВЦ, оформленный в соответствии с правилами N 256, акт общей формы, оформленный в соответствии с СМГС, акт общей формы, оформленный в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении от 28 апреля 2015 года;
акт о техническом состоянии вагона, контейнера - акт о техническом состоянии вагона, контейнера формы ГУ-106 ВЦ/Э;
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов;
АФТОМ - отдел грузовой и коммерческой работы агентства фирменного транспортного обслуживания - территориального центра фирменного транспортного обслуживания;
Д - дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением;
ДС - начальник железнодорожной станции - структурного подразделения дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением;
дорога обнаружения - железная дорога, на которой выявлены нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Порядка;
дорога отправления - железная дорога, на которой осуществлялась погрузка груза;
дорога назначения - железная дорога назначения груза;
ДЦС - центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение дирекции управления движением;
ЕАСАПР М (АРЛ) - единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (подсистема актово-разыскной работы на линейном уровне);
Коммерческий акт - коммерческий акт формы ГУ-22ВЦ, оформленный в соответствии с правилами N 256, коммерческий акт формы ИНУ-67, оформленный в соответствии с СМГС, коммерческий акт, оформленный в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении от 28 апреля 2015 года;
ПКО - пункт коммерческого осмотра вагонов в поездах;
ПКБ - пост коммерческой безопасности;
ПКД - пост коммерческой диагностики;
станция назначения - железнодорожная станция назначения груза;
станция обнаружения - железнодорожная станция, на которой выявлены нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Порядка;
станция отправления - железнодорожная станция, на которой осуществлялась погрузка груза;
ТЦФТО - территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД";
ТЦФТОАОД - отдел автоматизированной обработки документов по перевозке грузов территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД";
уполномоченный работник - работник железнодорожной станции, агент отдела оформления документов при перевозке грузов, отдела/группы автоматизированной обработки документов при перевозке грузов территориального центра фирменного транспортного обслуживания и его подразделений, осуществляющие функции по оформлению перевозочных, актовых и иных документов, передаче оперативных донесений и иных функций в соответствии с возложенными на них обязанностями;
ФГП ВО ЖДТ - федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации";
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД".
3. Порядок действий при обнаружении препятствий к перевозке
железнодорожным транспортом грузов в вагоне, контейнере
в составе групповой отправки
3.1. Препятствиями к перевозке железнодорожным транспортом грузов в вагоне, контейнере в составе групповой отправки, возникающими в пути следования, могут являться:
а) коммерческие неисправности вагона, контейнера, связанные с:
- проливом груза, при котором остаток груза в вагоне-цистерне менее допустимого уровня и запрещен к дальнейшей транспортировке железнодорожным транспортом в соответствии с Правилами перевозок грузов наливом;
- развалом груза или повреждением груза, в результате которого не обеспечивается монолитность грузового места, несоответствием груза требованиям технической документации на указанный груз;
- задымлением, возгоранием, пожаром, при котором дальнейшая транспортировка железнодорожным транспортом не возможна (например, тление груза (хлопок));
- парением груза в пути следования (груз "уголь");
б) технические неисправности вагона, контейнера, кузова или котла вагона, контейнера, тары, упаковки, контейнера-цистерны, требующие капитального ремонта или исключения из вагонного парка (в результате схода, крушения, задымления, возгорания, пожара и пр.), при условии невозможности осуществить перегруз груза в другой вагон;
в) обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемии или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок;
г) иные обстоятельства, при наступлении которых перевозка грузов железнодорожным транспортом не соответствует требованиям Правил N 256 и угрожает безопасности движения и сохранности грузов и которые не могут быть устранены перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем.
3.2. При обнаружении обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке железнодорожным транспортом груза в вагоне, контейнере, следующих в составе групповой отправки, уполномоченный работник на станции обнаружения оформляет в автоматизированной системе ЕАСАПР М (АРЛ) акт общей формы ГУ-23ВЦ на задержку вагонов с описанием обстоятельств, указывающих на невозможность дальнейшей перевозки груза в отдельных груженых вагонах-контейнерах, следующих в составе групповой отправки, и акт общей формы на отцепку вагона от групповой отправки в соответствии с Правилами N 256.
3.3. Уполномоченный работник на железнодорожной станции отцепки на основании составленных актов общей формы передает оперативное донесение ДС железнодорожных станций отправления и назначения, ДЦС и АФТОМ участка станции отцепки вагона, ТЦФТО и Д дороги отцепки вагона о возникшем препятствии к перевозке грузов железнодорожным транспортом и невозможности дальнейшего следования вагона, контейнера с грузом.
В отношении грузов, находящихся под таможенным контролем, информация о препятствии к перевозке железнодорожным транспортом передается также в таможенный орган.
3.4. ДС железнодорожных станций отправления и назначения на основании оперативного донесения направляют грузоотправителю и грузополучателю уведомление о возникновении обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке груза железнодорожным транспортом в составе групповой отправки, с запросом о дальнейших действиях в отношении груза и необходимости организации выдачи груза на станции отцепки вагона.
Ответ грузоотправителя и/или грузополучателя ДС железнодорожных станций отправления и назначения оперативно направляют в адреса ДС станции отцепки вагона, АФТОМ участка станции отцепки вагона, Д и ТЦФТО дороги отцепки вагона.
3.5. В случае если по прошествии 8 суток после направления уведомления грузоотправителю и грузополучателю, а в отношении скоропортящихся грузов - в течение 3 суток, животных - в течение 2 суток от них не поступает ответа, ДС железнодорожных станций отправления и назначения информируют об этом ДС станции отцепки вагона, АФТОМ участка станции отцепки вагона, Д и ТЦФТО дороги отцепки вагона.
3.6. АФТОМ после получения ответа от грузоотправителя и/или грузополучателя о готовности завершить перевозку на станции отцепки вагона направляет письменное уведомление ДС станции отцепки, грузоотправителю и грузополучателю (при необходимости - начальнику отдела полиции на транспорте данного участка, руководителю таможенного органа, руководителю ФГП ВО ЖДТ, другим причастным подразделениям ОАО "РЖД") о месте и планируемом времени проведения выдачи груза, с указанием на необходимость направления полномочных представителей.
3.7. Уполномоченный работник железнодорожной станции отцепки вагона по результату проведенного комиссионного осмотра вагона, контейнера и груза в вагоне, контейнере в соответствии с Правилами N 256 (СМГС при международной перевозке) посредством ЕАСАПР М (АРЛ) оформляет приемо-сдаточный акт, акт о техническом состоянии вагона, контейнера, акт общей формы о состоянии груза, а при необходимости коммерческий акт в случае выявления нарушений, указанных в статье 119 Устава железнодорожного транспорта. Акт общей формы, коммерческий акт подписываются всеми участниками осмотра.
3.8. Уполномоченный работник на железнодорожной станции отцепки вагона посредством ЕАСАПР М (АРЛ) оформляет акт (акты) общей формы ГУ-23ВЦ на перегруз груза и автотранспорт, с указанием марки автомобиля, госномера и данных о водителе из поврежденного вагона/контейнера для дальнейшего транспортирования груза, который подписывается представителями перевозчика, грузоотправителя и/или грузополучателя (участвовавших в комиссионной выгрузке груза).
После выдачи груза уполномоченный работник железнодорожной станции отцепки вагона направляет оперативное донесение в адрес ответственных станций и служб о выдаче груза в пути следования по причине невозможности продолжить перевозку железнодорожным транспортом по причинам, не зависящим от перевозчика. Копия акта общей формы о перегрузе передается грузоотправителю и/или грузополучателю, в случае если выдача груза осуществлялась в их отсутствие.
3.9. ДС станции отцепки вагона совместно с АФТОМ в срок 10 рабочих дней с даты завершения договора перевозки задержанного вагона проводит расследование по факту возникновения обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке железнодорожным транспортом груза в вагоне, контейнере, следующих в составе групповой отправки. По результатам расследования, но не позднее 3 рабочих дней с даты его завершения, оформляется протокол и направляется в адрес Д и ТЦФТО.
3.10. В случае отказа грузоотправителя и грузополучателя от распоряжения грузом, дальнейшая перевозка которого невозможна железнодорожным транспортом, а равно непредоставление соответствующих указаний о распоряжении грузом в ответ на запросы ДС станций отправления и назначения, ТЦФТО дороги отцепки вагона обеспечивает проведение совместно с ДЦС, ДС комплекса мероприятий по реализации или уничтожению груза в порядке, установленном действующим законодательством и внутренними нормативными документами.
3.11. В случае если препятствия к перевозке в составе групповой отправки возникли на пограничных передаточных станциях, в том числе в отношении грузов, помещенных под процедуру таможенного транзита, взаимодействие с таможенными органами осуществляется в порядке, предусмотренном распоряжением ОАО "РЖД" от 31.03.2011 N 663р "Об утверждении регламента взаимодействия должностных лиц структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД" при возникновении препятствий к перевозке железнодорожным транспортом грузов, помещенных под процедуру таможенного транзита", и распоряжением ОАО "РЖД" от 24.01.2019 N 112/р "Об утверждении Порядка действий подразделений ОАО "РЖД" при отцепке вагонов, контейнеров на пограничных передаточных станциях ОАО "РЖД".
4. Порядок оформления перевозочных документов
в связи с невозможностью продолжения перевозки в вагоне,
контейнере в составе групповой отправки
4.1. В основной накладной на групповую отправку, в графе 89 накладной формы ГУ-27у (ГУ-27уВЦ), в графе 30 накладной СМГС российско-финляндского сообщения "Отметки перевозчика" (далее - в графе накладной "Отметки перевозчика") уполномоченным работником станции дороги задержки груза проставляется отметка о составленном коммерческом акте, акте общей формы на отцепку вагона/контейнера. Накладная с приложенными актами передается уполномоченному работнику станции задержки, ответственному за оформление перевозочных документов.
4.2. Уполномоченный работник станции задержки по получении накладной и актов, на основании акта общей формы на отцепку вагона/контейнера в АС ЭТРАН:
- оформляет отцепку вагона/контейнера от групповой отправки;
- на основании полученных данных, направленных в письменной форме от грузоотправителя о дальнейшем распоряжении подвижного состава, в случае необходимости внесения изменений в досылочной дорожной ведомости проверяет возможность осуществления перевозки новым назначением, уведомляет ответственного сотрудника ТЦФТО об открытии доступа к корректировке досылочной дорожной ведомости;
- оформляет досылочную дорожную ведомость на каждый вагон/контейнер до станции его отцепки (выдачи)/новой станции назначения, на которой перевозка груза будет завершена;
- вносит в графу "Отметки перевозчика" основной накладной отметку об отцепке вагона/контейнера с указанием номера вагона/контейнера, номера досылочной дорожной ведомости, станции отцепки, проставляет отметку о том, что груз в вагоне/контейнере будет выдан на станции отцепки/новой станции назначения.
На основании данных АС ЭТРАН агент транспортного обслуживания в бумажной накладной на групповую отправку вычеркивает номер отцепленного вагона/контейнера и заверяет строчным штемпелем станции, переносит отметки об отцепке вагона/контейнера с указанием номера вагона/контейнера, номера досылочной дорожной ведомости, станцию отцепки, проставляет отметку о том, что груз в вагоне/контейнере будет выдан на станции отцепки новой станции назначения, в графу "Отметки перевозчика" бумажной накладной.
4.3. На станции отцепки/новой станции назначения выдача груза в вагоне/контейнере осуществляется по досылочной дорожной ведомости, при предъявлении грузоотправителем или грузополучателем оформленной разовой доверенности на право подписания документов, связанных с выдачей груза и оплаты причитающихся перевозчику провозных платежей и сборов. В графе "Отметки о выдаче груза" проставляется отметка о выдаче груза и заверяется календарным штемпелем станции. Уполномоченный работник, ответственный за оформление перевозочных документов, в АС ЭТРАН раскредитовывает досылочную дорожную ведомость, оформляет выдачу груза и прикладывает к ней разовую доверенность.
4.4. По прибытии на станцию назначения вагонов/контейнеров по основной накладной на групповую отправку уполномоченный работник станции назначения на основании информации, внесенной на станции отцепки вагона/контейнера в графе "Отметки перевозчика", составленных актов (коммерческий акт, акт общей формы) производит перерасчет провозной платы отдельно по фактически прибывшим на станцию назначения вагонам/контейнерам и отдельно за перевозку отцепленного вагона/контейнера от станции отправления до станции отцепки (выдачи)/новой станции назначения вагона/контейнера.
4.5. В случаях возникновения препятствий к перевозке экспортных грузов, связанных с неприемом последующим иностранным перевозчиком грузов в вагонах, в том числе при наличии:
- действующих конвенционных ограничений погрузки, объявленных в соответствии со статьей 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- постановлений Правительства Российской Федерации о запрете/ограничении вывоза определенного товара/груза за пределы России следует руководствоваться положениями статьи 28 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) в части изменения станции назначения груза (первоначального пути следования) по указанию грузоотправителя и отдельно, при необходимости, направленными в ТЦФТО Инструктивными указаниями.
Уполномоченный работник, ответственный за оформление перевозочных документов, производит переадресовку перевозочного документа установленным порядком с соблюдением требований Правил N 256. В случае имеющихся препятствий к осуществлению переадресовки производит следующие действия:
- после получения сведений от грузоотправителя о дальнейшем распоряжении груженым подвижным составом, следующим в составе групповой отправки, агент транспортного обслуживания станции (отдела ТЦФТОАОД) дислокации вагона направляет назначенному ответственному лицу ТЦФТО сведения о возникших обстоятельствах, препятствующих к осуществлению переадресовки груженого подвижного состава установленным порядком, и необходимости внесения изменений в досылочную дорожную ведомость.
4.6. Ответственный сотрудник ТЦФТО направляет обобщенные данные за сутки в ЦФТО с целью формирования открытия доступа к корректировке досылочной дорожной ведомости.
4.7. Уполномоченный работник станции дислокации вагона (или работник отдела ТЦФТОАОД) в соответствии с согласованным указанием грузоотправителя вносит изменения в первоначальные перевозочные документы согласно пункту 4.2 настоящего Порядка.
