МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 марта 1998 г. N МФ-34/195
О ПОРЯДКЕ И ТРЕБОВАНИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ОПАСНЫХ
ГРУЗОВ К МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
Организации морского транспорта, осуществляющие перевозку и перегрузку опасных грузов, должны строго руководствоваться международными и национальными документами (Международные конвенции: СОЛАС-74, МАРПОЛ-73/78; Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)", РД 31.11.01-92 "Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (Правила ННГ)" и РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом"), а перевозимые по территории Российской Федерации и отправляемые морем опасные грузы должны быть надлежащим образом подготовлены к перевозке и сопровождаться соответствующими сертификатами и декларациями, которые отправители всех видов грузов обязаны представлять порту отправления до их завоза в порт, фрахтователю и перевозчику - при заключении договора на перевозку.
В последнее время участились случаи предъявления опасных грузов к перевозке с нарушением требований международных и национальных регламентов по маркировке грузовых единиц, декларированию и сертификации, организованными различными сюрвейерскими компаниями, не имеющими прав на эту деятельность, достаточного опыта работы в этой области, не располагающими международными и национальными нормативными документами, соответствующей материально-технической базой, что осложняет работу портов и перевозчиков по обеспечению сохранности груза и безопасности транспортного процесса, может привести в конечном счете к непредсказуемым последствиям.
В целях обеспечения подготовки опасных грузов в упаковке и навалом к транспортированию в соответствии с международными и национальными требованиями, соблюдения технологической безопасности и обеспечения контроля за сохранной перевозкой предлагаю:
Руководителям организаций морского транспорта, начальникам морских администраций портов, филиалов Службы пожарной безопасности и военизированной охраны на морском транспорте, руководителям сюрвейерских компаний принять к руководству следующие положения, связанные с транспортированием опасных грузов:
1. Компетентным органом Российской Федерации по морской перевозке опасных грузов является Департамент регулирования производственной деятельности морского транспорта Минтранса России.
2. Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) является головным институтом по разработке требований к перевозкам опасных грузов, представленным в ИМО как институт по упаковке, испытаниям и сертификации, которому предоставлено право проведения испытаний упаковки опасных грузов, присвоения транспортной таре маркировки ООН и подготовки документов для выдачи Департаментом регулирования производственной деятельности морского транспорта сертификата соответствия международного образца.
3. Декларирование и сертификация опасных грузов является обязанностью грузоотправителя (грузовладельца) и осуществляется в соответствии с установленными требованиями о порядке декларирования, сертификации и контроля за выдачей сертификатов на опасные грузы.
4. Разработка и выдача деклараций и сертификатов на опасные грузы от имени и по поручению грузоотправителей (грузовладельцев) разрешена ЦНИИМФ, ДНИИМФ, Российскому морскому регистру судоходства и ЗАО "Русский Регистр.
(п. 4 в ред. распоряжения Минтранса РФ от 17.03.2004 N ВР-41-р)
5. Действующая лицензия Минтранса РФ на сюрвейерское обслуживание (обследование) не дает право на выполнение работ по декларированию и сертификации грузов, включая опасные. В лицензии, выдаваемой юридическим лицам Минтрансом России на сюрвейерское обслуживание (обследование), должно быть внесено соответствующее условие.
6. Выдача разрешений на выполнение функций согласно п. 4 другими организациями производится Департаментом регулирования производственной деятельности морского транспорта Минтранса России.
7. Опасные грузы должны быть классифицированы грузоотправителем в соответствии с ГОСТ 19433 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов. К транспортированию как опасные грузы должны быть заявлены:
- грузы, подпадающие под классификацию опасных грузов;
- порожние грузовые единицы, не очищенные из-под опасных грузов.
8. Опасные грузы должны приниматься к транспортированию в грузовых единицах, транспортная тара которых:
- отвечает требованиям нормативных документов на ее изготовление;
- имеет маркировку ООН, присвоенную компетентным органом;
- имеет маркировку вида и степени опасности груза (знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН и классификационный шифр).
9. При отправке опасных грузов в упаковке грузоотправитель обязан представить порту, фрахтователю и перевозчику или их представителям документы, указанные в Правилах МОПОГ, а также:
- Сертификат на транспортную тару Минтранса России или Сертификат - разрешение Минатома России (грузы класса 7);
- Декларацию об опасном грузе. В секторе (10) Декларации должна быть приведена информация о сертификации транспортной тары и присвоенной маркировке ООН.
10. Опасные грузы, поименованные в табл. 12 приложения 16 Правил МОПОГ, могут перевозиться только с разрешения компетентного органа.
11. При отправке опасных грузов в универсальных контейнерах лицо, ответственное за загрузку контейнера, обязано представить Свидетельство о загрузке контейнера опасными грузами согласно РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом".
12. При отгрузке опасных грузов навалом грузоотправитель обязан представить документы, указанные в Правилах безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов:
- Декларацию о транспортных характеристиках и условиях морской перевозки навалочного груза;
- Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки;
- Справку об отборе проб.
13. Опасные грузы без указанных маркировок и документов не должны предъявляться для транспортирования и завоза в порты.
14. Морские администрации портов проверяют наличие на борту требуемых документов на опасные грузы, отправляемые на судах.
15. Минтранс (Гришин Б.С.), ЦНИИМФ (Пересыпкин В.С.):
15.1. В месячный срок разработать и представить на утверждение в установленном порядке:
- Порядок декларирования, сертификации и контроля за выдачей сертификатов на опасные грузы;
- Требования к организациям, осуществляющим декларирование и сертификацию опасных грузов.
15.2. Провести в 1998 году семинар с участием технологов портов, пароходств, капитанов портов, грузовладельцев по тематике нормативного обеспечения, подготовки, декларирования, сертификации и сохранной перевозки опасных грузов.
16. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагается на руководителя Департамента регулирования производственной деятельности морского транспорта Гришина Б.С.
Первый заместитель Министра
А.А.ЛУГОВЕЦ